Вышивание

Вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства. Игла, нитки, холст - вот и все что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения символов жизненной силы, счастья, плодородия, люди верили, что они принесут в дом благополучие.

Вышивка народов нашей республики необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. Рукодельная работа женщин-калмычек была самым красивым и самым тонким народным искусством.

Если у мужчин-мастеров, работавших с цветными металлами, орудиями труда были молоток, наковальня, наборы напильников, щипцы, шило и прочее, то у женщин-рукодельниц были только иголка, наперсток, ножницы и нитки.

А какие узоры и рисунки они вышивали! Какими были искусницами! Это видно хотя бы из того, как они сами себе кроили и шили различную одежду — и прежде всего платья: терлег, цегдег, бииз, вороты и манжеты которых украшали самыми красивыми узорами, рисунками, вышивая их серебряными, золотыми и шелковыми нитками. Узоры и орнаменты имели свои названия: «Беежин хотон», «Копыта жеребенка», «Оборот солнца», «Радуга» и другие, созвучные этим.

Женщины-мастерицы вышивали и различные рисунки на сумках для денег, для ниток, для табака. Это, в основном, были цветы и листья растений родной калмыцкой степи. Такие сумки изготовляли и девушки: они их дарили знакомым парням, уважаемым людям.

Шили одежду и вышивали узоры, рисунки и орнаменты только одной иглой. Об этой иголке в калмыцких загадках сказано так: «Черный конь бежит мелкой рысцой», «Куда голова, туда и хвост».

Сумки для денег делали складными, с двумя-тремя отделениями, с длинной тесемкой, конец которой украшали бахромой из шелковых красных нитей.

Орнаменты «Беежин хотон», «Копыта жеребенка» были гораздо красивее остальных. Потому их особенно часто вышивали на манжетах, воротниках, манишках, подолах женского платья (терлег, цегдег). Эти орнаменты присутствовали и на женских каракулевых шубах и на бархатных чехлах для кос. Подолы некоторых шуб также украшали такими вышивками.

В трудных условиях кочевой жизни, не имея элементарных приспособлений, женщины-калмычки создали замечательное искусство вышивания. Оно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней, радуя глаз изысканными цветовыми сочетаниями и многообразием узоров.

Популярные материалы:

Самара и её окрестности
Самарский городок, с начала своего строительства в 1586г., являлся поселением с преобладанием великорусского населения. Пути формирования его жителей были самыми различными. Подавляющее большинство горожан относилось к служилым людям мест ...

Основные занятия
Основные занятия тундровых чукчей - кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада, отличались сравнительно, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасалис ...

Неоэволюционизм
Развитие этнологии в конце 40-х годов нашего века было ознаменовано возрождением интереса к идеям эволюционизма. Тогда возникло направление, которое стремилось преодолеть упрощенную прямолинейность классического эволюционизма. При этом ст ...