Выделка войлока

Страница 2

Если во время катания войлока появлялся посторонний человек, одна из молодых женщин вставала, брала пук шерсти, заворачивала его в табачный лист и подавала гостю. Тот, принимая пук шерсти, говорил благопожелание: «Чтобы войлок ваш был плотным и прочным, без изъяна!» и дарил деньги. Катающие войлок покупали на эти деньги конфеты и пряники.

Новый войлок расправляли, вытягивали, выпрямляли и сушили, расстелив на траве.

Потом хозяева варили в большом котле чай, делали борцоки и угощали работников, приглашая к столу и всех соседей. Такое угощение называлось «посвящением новому войлоку» или «войлочным чаем». Старики произносили благопожелания.

Затем старухи рассматривали войлок, определяли его качество, оценивали труд работавших.

Через некоторое время из войлока кроили необходимые части для покрытия кибитки. Для покрытия одной кибитки требовалось много войлока, а следовательно, шерсти. Кроме того, из войлока делали подстилки разных размеров, чулки, сумки, подседельники, накидки для животных. Все эти изделия расшивали красивыми узорами. И отходы не пропадали. Из них мастерили различные предметы домашнего обихода: рукавички для снятия котла с огня, стельки для сапог, маленькие сумочки и т.д.

Многие приспособления к кибитке: широкие, средние и тонкие пояса, веревки для стягивания и крепления войлочных покрытий, пояса для связывания кибиточных решеток между собой — все делали из шерстяной пряжи.

Некоторые предметы приданого также изготовляли из войлока: четыре ширдыка, четыре подстилки, подподушник, чулки из белого войлока с вышитыми узорами.

Так жили калмыки, кочуя по степи в поисках воды и пастбищ. Пользовались продуктами животноводства, спали на земле, подстелив войлочные ширдыки и не боясь ядовитых змей и скорпионов. Потому что, как говорят, все ядовитые пауки, скорпионы и тарантулы боятся овец, запаха их пота, а змеи боятся конского запаха. От укусов скорпионов калмыки издавна лечили запаренной овечьей шерстью, давали пить бульон из баранины.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Семейные традиции и обряды казаков
Без знания прошлого невозможна и современная жизнь. Большую роль на развитие отношений между Дагестаном и Россией имело казачество. Эта сложная этническая и культурная общность до сих пор проживает в нашей республике. Она бережет свои кор ...

1600 - 1700 года
Уже в 1646 году в Самаре насчитывался 137 дворов и 356 жителей мужского пола, без учёта гарнизона. Самара медленно росла. В то же время произошло серьёзное гидрологическое изменение. Сильное весенние половодье промыло выход к южному склон ...

Костромская область во времена Киевской Руси
В 1-м тыс. н. э. на территории Костромской области проживали финно-угорские и балтские племена. Славяне начали сюда проникать в X-XI вв. Их привлекали леса, богатые зверем и рыбой, месторождения соли. Славянские укрепления служили для охр ...