История тульского самовара

Материалы » История тульского самовара

Глухая тоска без причины

И дум неотвязный угар

Давай-ка наколем лучины –

Раздуем себе самовар!

За верность старинному чину,

За то, чтобы жить не спеша

Авось, и распарит кручину

Хлебнувшая чаю душа!

Каждый предмет, как и любое живое существо, имеет свой цикл существования, свой особенный путь, круг развития. Вот, например, горшок: много тысяч лет назад кто-то из древних людей первым изготовил эту вещь из глины. На протяжении веков горшки становились красивее, удобнее, прочнее. Когда-то среди кухонной утвари горшки занимали важнейшее место. Однако теперь редко у какой хозяйки осталась эта традиционная посуда, ее используют разве что для приготовления блюд по старинным рецептам.

Некоторые вещи вообще ушли из употребления, некоторые задержались в современности, а какие-то еще долго будут сопровождать наш быт, нашу жизнь. К таким предметам можно отнести и самовар - сейчас он переживает свою вторую молодость: кто-то ценит его как предмет коллекционирования, а кому-то он интересен с чисто практической точки зрения - уж очень он удобен для приготовления чая, да и особая атмосфера уюта и семейного тепла возникаетза столом, на котором красуется самовар. Самовар имеет длинную и весьма занимательная историю. Она тесным образом связана с историей России, русского быта. За относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи». «Приедет ли, бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний - и сразу же: «Самоварчик?» и уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхое божество. И угощение на скатерти - свежесваренные в самоваре же яйца, и мед, и крендели на мочальной завязке...».

Да и сейчас во многих семьях есть самовар. Такая долгая жизнь связана с главной задачей самовара - приготовлением кипятка для чая. Этот напиток, появившийся на Руси еще в XVII веке, стал одним из самых любимых, а чаепитие - традиционным ритуалом приема гостей. Без чая невозможно представить нашу жизнь. Лев Толстой признавался: «Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать...».

Популярные материалы:

Этническая история башкир на Урале
На Урале, судя по письменным источникам, древнебашкирские племена проживали более тысячи лет тому назад, о чём свидетельствуют сообщения путешественников. К IX-X векам восходят первые письменные сведения о башкирах. Около 840 г. земли баш ...

Хозяйственно-культурная деятельность бедуинов
Многие зарубежные этнографы (А. Кробер, Р. Бэкон, Р. Патаи) рассматривают всех скотоводов Аравии как единую группу бедуинов, представителей особого «культурного ареала», который по своим хозяйственно-культурным характеристикам противопост ...

Становление французской этнологии
Во Франции процесс становления этнологии также отмечен специфическим особенностями. Конец XVIII в. ознаменовался свержением старых порядков. На протяжении десятилетия не было стабильной власти, а в умах всех сословий росло убеждение о сво ...