Устройство самовара

Страница 1

Самым крупным центром производства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по праву называли самоварной столицей. Здесь появились фабрики с машинным производством и паровыми двигателями. С 1870-х годов продукция фабрик измерялась уже не пудами, а дюжинами. Самоварные изделия широко завоевывают рынок. В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевлению производства происходит унификация форм и декора самовар. Основными становятся самовары-«вазы», «рюмки», цилиндрические «банки». Их можно было встретить в семьях рабочих, зажиточных крестьян, в купеческих домах, на постоялых дворах, в чайных и трактирах.Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково. Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки.

Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д. При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или в его варианте - «византийском стиле», в стилистике «неоклассики», «неорококо» и других направлений историзма. Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.Самыми массовыми становятся самовары-«банки», гладкие,цилиндрической формы. По стоимости они были самыми дешевыми, доступными для простого, небогатого, человека. Именно эту формы выбирают для самоваров трактирных и магазинных, предназначенных для уличной торговли. Самовар-«репка», нарядный, никелированный, стоил несколько дороже, и его часто называли ещё купеческим. Одной из самых популярных форм становится «рюмка» - корпус самовара сужается книзу, и его тонкая шейка напоминает ножку рюмки.Самовар с круглым туловом назывался самовар-«шар». В Туле их также называли «персидские» - именно такую форму чаще всего заказывали на экспорт, в страны востока: Персию, Турцию. Самовары яйцевидной формы - «яйцо» и «яйцо пасхальное» (верхняя часть у такого самовара была намного уже, чем нижняя, у просто яйцевидного - наоборот); самовары в форме груши; самовары в виде чаши - именно они становились любимцами российских семей, самых разных по своему достатку и положению. По-прежнему популярными оставались «вазы», но теперь их поверхности расчеканиваются гранями, «ложками», «колонками», «медальонами», «овалами». Некоторые фрагменты корпуса украшаются гравировкой, ручной и механической. Форма вазы прижилась и просуществовала вплоть до нашего времени, в силу своей декоративности ее использовали для производства самоваров, предназначенных для дворянства, высшего чиновничества, крупной буржуазии.

Русский самовар в том виде, каким мы его знаем сегодня, появился в первой половине XVIII века. Конструкция его настолько совершенна, что осталась неизменной на века. Изменялись только форма, материалы и художественное оформление.

В разных местностях России этот предмет называли по-разному: в Туле - самовар электрический или водогрей, в Ярославле - самогар, в Курске - самокипец, в Вятке - самогрей. По определению Владимира Ивановича Даля, самовар - «водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Его основное назначение и особенности устройства: нагревание воды с помощью внутренней трубы-жаровни.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Экологические проблемы
Загрязнение воздуха в Астрахани, как и в других крупных городах, происходит из-за выбросов промышленных предприятий и автотранспорта, причем доля последнего в Астрахани достигает 70%. Причина этого в определенной степени в специфических п ...

Авторская программа по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Паспорт социально-культурной программы "Эхо Алтая" по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса. Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет ...

Школа
В 1949 было начато и в 1952 завершено строительство двухэтажного деревянного здания школы. Но в январе 1954 года со школой случилась беда- от неосторожной топки печей она сгорела. Директор леспромхоза Бородинов, собрав всю волю и скудные ...