Традиционная архитектура

Материалы » Удивительный мир вепсов » Традиционная архитектура

Вепсская изба обычно строилась на высоком подклёте - нижнем этаже избы, в котором размещался погреб. Стены делались из брёвен лиственничных пород. Особенностью вепсских домов являлась т – образная планировка, то есть под одну крышу в одну линию с жилой частью строился крытый двухэтажный двор. Более богатые вепсы могли позволить себе строить дом с широкими окнами, которые были немного вдавлены вглубь стены и обрамлены ступенчатыми наличниками. Снизу наличник имел зубчатый полукруг, а сверху украшался двумя повёрнутыми друг к другу завитками с фигуркой женщины между ними, форма которой могла быть самой различной. Фасад избы всегда был повернут в сторону дороги и стоял ровно вряд с фасадами других изб, поэтому вепсы всегда стремились его украсить. Например, под коньком крыши располагали резной балкончик, а скаты кровли обрамляли причелинами, откуда и пошло название этих дощечек, в которых вырезали три ряда геометрических символов, обозначающих воздух, дождь и землю, и которые обычно заканчивались резными солнышками.

Внутреннее помещение избы делилось на две части. Перегородкой которых был двухсторонний шкаф-буфет, в котором хранилась вся чайная посуда и другие бытовые предметы. Шкаф находился на одной линии с русской печью, которая служила не только для обогрева помещения и обозначения центра избы. На печи спали, грелись, сушили одежду, вся домашняя различная утварь хранилась за печью, с ней был связан целый ряд верований. У вепсов было поверье, что домовой - "пертьижанд" - живет только под печью.

По диагонали от печи находился "святой угол" - "юмалчог", в который ставили иконы, а в нижней части хранили нитки, иголки, пуговицы, флакончики со святой водой, узелки с солью. Для других мелких предметов, в том числе для хранения деревянной и глиняной посуды, использовался специальный шкаф-посудник. Стол располагался у стены фасада, по так называемой финской планировке. Помещение освещалось керосиновой лампой, подвешенной над столом. Обязательной частью вепсской избы была детская люлька из досок или лубка. В женской половине, где находились кровать, диван и сундук, часто у окна устанавливали ткацкий станок.

Весь фасад здания и внутреннюю планировку избы можно соотнести хорошо известному дому – музею в Шелтозеро. Именно поэтому шелтозерский музей, построенный в 19 веке купцом Мелькиным, представляется той ценностью, которую нужно беречь, потому что он полностью даёт наглядное представление о истории и культуре вепсов.

Популярные материалы:

Роль Кизляра в развитии виноградарства в левобережных казачьих станицах по тереку в первой половине xix века в контексте локальной истории пограничья
Summary The presented survey is dedicated to the development of viticulture on the left bank of the Terek river in the first half of XIX century. The paper offers the most significant causes of peaks and decays of this branch of agricult ...

Ногайцы
НОГ‘АЙЦЫ, ногъай (самоназвание), народ в Российской Федерации. Численность 75 тыс. человек. Основная область расселения Ногайцев в пределах территории Дагестана (28 тыс), Чечни (6,9 тыс) и Ставропольского края. Субэтнические группы: каран ...

Особенности национального характера финнов
При нарастающей в современном мире интенсификации международных связей, развитии интеграционных процессов происходят взаимопроникновение национальных культур, их адаптация. Это выражается и в универсализации этических, поведенческих норм ...