Приветствия и обращения горцев

Материалы » Кодекс чести дагестанцев » Приветствия и обращения горцев

Страница 3

Как горец в старину отправлялся в дорогу

Если он пеший, то он брал с собой сумку с пищей, приправой и прочими необходимыми вещами, в руки брал палку. если он был крепко верующим, в руках у него бывали и четки. Привалы, как правило, он устраивал у родников или на берегу раки. Извлеченную из сумки еду запивал водой. Если наступало время для намаза, он здесь же совершая омовение, затем продолжая путь.

Встречного в дороге приветствовал. Если встречный оказывался другом или родственником путника, то они друг другу пожимали руки, иногда обнимались, но без поцелуев. После этого они спрашивали друг друга о здоровье, о семье, о хозяйстве и о. других новостях, после чего расходились, следуя своим путем.

Бели горец ехал верхом на лошади, то он брал с собой хурджины, наполненные едой, приправой и другими необходимыми вещами: хурджины привязывались позади седла. К седлу прикреплялись 'бурка и 'башлык. Брали с собой подковы, гвозди я принадлежности для ковки. При встрече с путником горец, согласно обычаю, должен был его приветствовать. Если же это был знакомый или родственник, то путешественник слезал с лошади и, делая все, что полагается пешему.

Приветствия по случаю счастливого возвращения в аул

Традиционным считалось в Дагестане приходить приветствовать возвратившегося из дальней поездки сельчанина. Приходили ближайшие соседи, родственники, просто сельчане. В таких случаях после приветственного слова с благополучным возвращением происходила недолгая беседа, где иногда бывали и угощения. Каждый при уходе из сакли обязательно говорил: «Куда бы ни поехал.— да возвратишься ты целым и здоровым». Если же прощаются женщины, то к этому прибавляли еще: «Да исполнятся желания твоей души». Этот обычай в наше время широко применялся по отношению к тем юношам, которые возвращались со службы в Советской Армии и учебы.

Как видим, в старом написанном горском приветствии все продумано, оправдано, все исходит из моральных устоев общечеловеческого общения.

На первый взгляд может показаться в том, что люди приветствуют друг друга, нет ничего особенного. Но это не так. Здесь речь идет о высокой нравственности человека, его отношении к окружающей среде, близким и дальним друзьям.

Если углубиться в суть вопроса, я бы сказал, что исторически эта проблема социальная, сыгравшая немаловажную роль в политической жизни Дагестана. В старые времена люди жили потухумно. В зависимости от того, здороваются или не здороваются между собою люди разных тухумов, определялись мирные или немирные их взаимоотношения. Наконец, и борьба с обычаем кровной мести связана с нормальным общением людей, с уважением друг друга, с приветствиями. Не случайно в аулах в старину старались не упускать из виду кровников, не допускать новой вспышки вражды между ними. По обычаю, виновный должен был первым приветствовать пострадавшего. В этом окружающие видели признак примирения, которого ждал весь аул.

Думаю, что приветствия и добрые пожелания, которыми обмениваются дагестанцы между собой и с приезжими, издавна принадлежали именно к простым и необходимым каждому человеку законам нравственности и справедливости.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1 2 3 

Популярные материалы:

Купальские символы в обрядах и таинствах
Иван Купала имеет ещё одно языческое название «Великдень», т.е. количество Света приумножается, количество Тьмы уменьшается. Считается, что в праздничную ночь идет соединение огня и воды с обязательным появлением животворящего пара и кипя ...

Из истории Масленицы
С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных п ...

Каменный век Кавказа
К аменный век К авказа Каменный век - наиболее продолжительный этап в истории человечества. Более 99% исторического времени прошло от зарождения человеческой" культуры (около 2,9 миллионов лет назад изготовлены первые каменные оруди ...