Общие нормы уважительного отношения к старшему

Материалы » Кодекс чести дагестанцев » Общие нормы уважительного отношения к старшему

Страница 1

Повиновение родителям и почтение к старшим - закон гор.

Приведем некоторые общепринятые нормы уважительного отношения к старшим, бытующие среди дагестанского населения:

Когда в комнату входит отец, дедушка или посторонний пожилой человек — младший встает и уступает место;

Когда в комнате несколько пожилых и молодых людей, пожилые сидят в порядке старшинства, а молодые стоят или сидят отдельно. Бывает и так: когда старший сидит, младший стоит до тех пор, пока не получит приглашение сесть;

За столом первым принимать пищу начинает старший;

При встрече на улице старшего каждый почтительно здоровается с ним.

Любой старший имеет право сделать заметание младшему, если последний ведет себя недостойно и может дать ему любое поручение. И тот не обидится и не ослушается;

При появлении старшего прекращаются драки и неразумные действия вроде курения, азартных игр и т, п.

Бывая в горах, я замечал, что горцы с большим уважением относятся друг к другу, придерживаются определенного этикета. В Гимри молодому человеку, зашедшему в магазин, наряду с другими покупками, захотелось попросить и бутылку вина. Он этого не сделал, пока здесь находились старшие товарищи. Ни один человек в нетрезвом виде не мог появляться на улице, если он не хотел общественного осуждения.

В жизни общества очень важно сохранить уважительное отношение подрастающего поколения к старикам, к старшим вообще.

На моих глазах в городском саду в Махачкале двое слегка, подвыпивших юнцов, вооружившись папиросами, истратили на них последнюю спичку. Мимо проходил пожилой уважаемый во всем городе человек, преподаватель ДГУ. Юнец, не обращая никакого внимания на почетные седины, окликнул: «Пс-с-с, эй! Дай спички!»

Человек, о котором я говорю, никогда в жизни не курил. Он так посмотрел на курильщиков, что одному из юнцов стало стыдно. Он отвернулся. Но на второго ничего не подействовало. Он только махнул рукой: «Ну, проходи, проходи! Чего уставился!»

Если бы все это видели в ауле старики, которые сегодня собрались на мою беседу о древних обычаях и о намусе, о том, что общими усилиями пора покончить с невоспитанностью, они бы сказали: «А все-таки в старом, было немало и хорошего. Вот, например, уважение к старшим».

Вопрос о воспитании уважения к старшим актуален и в наши дни. Заниматься этим должны и семья, и школа, и общественность. Начинать надо с детских лет, опираясь на народные обычаи, традиции, общечеловеческие ценности.

А вот в качестве любопытного примера .привожу услышанный сегодня рассказ моего лакского кунака Гусейнова А.

«В детстве мне однажды здорово досталось от отца за неуважительное отношение к просьбе старшего товарища. Было это так. Отец позвал меня со двора и послал к нашему родственнику, который жил на другом конце аула и строго наказал, чтобы я нигде не задерживался и побыстрей вернулся домой. Случилось так, что когда я проходил мимо сидящих у ворот мужчин, один из них протянул мне пустой кувшин и сказал, чтобы я сбегал к роднику за водой. Я ответил, что мне некогда и что я спешу по делу отца.

До отца слухи об этом происшествии дошли в тот же день к вечеру. Отец снял ремень и как следует отхлестал меня. «За что?» — удивился я. «А за то,— ответил отец,— что ты не послушался старшего и не сбегал за водой», «Да ведь ты же сам мне сказал, чтобы я нигде не задерживался»,— возмутился я. Отец еще раз хлестнул меня ремнем и сказал: «Ты забыл, что тот человек был старше меня, и в этом случае ты обязан был слушаться его»,

Я, конечно, не сторонник наказания детей по старинке, но задача -воспитания у современных детей таких же простых общечеловеческих представлений уважения к старшим, каких добивался для своего сына отец этого юноши, остается в силе и для нынешнего поколения.

В дагестанских обычаях есть еще много примеров, воспитывающих людей уважать личность.

Так, если отец — глава семьи уезжал куда-то, то уважение распространялось на сына. Отец наставлял его: «Ты — старший; ты ответственен за семью». В этом проглядывается естественное желание родителей видеть в своем наследнике достойного продолжателя рода. Поступая так, отец воспитывает сына доверием и дает ему осознать самого себя и свой долг перед семьей.

C большим тактом и учтивостью в Дагестане соблюдается порядок сопровождения старших товарищей в дороге. В дороге старший идет оправа, младший слева. Если идут трое, старший находится в середине. Когда в пути целая компания, младшие как бы охраняют старших. Одна часть их располагается впереди, другая сзади, остальные — по бокам.

Вежливость и обходительность нужны всем людям. По древнему обычаю как бы кто ни спешил, горец дорогу уступал старшему. Это делалось даже, если идущий находился далеко и надо было дождаться его прихода. Учитывали, что тот, кого дожидались, шел по горной дороге (или тропе), преодолевая трудные подъемы и спуски. Особенно такого рода поступки замечались у молодежи и детей. Подошедший обычно, поблагодарив их за внимание, сам, в свою очередь, уступал им дорогу и только после этого продолжал путь.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Брак и его формы
Порядок заключения брака и свадьба у высшего и низшего сословий балкарцев и карачаевцев во многом отличались. В высшем сословии брак заключался по расчету, преследовалась цель, получить побольше калым. У жениха и невесты очень редко спраш ...

Казачество Юга России как общинная территориальная самоорганизация
Казачество в России имеет будущее именно как союз низовой общинной территориальной самоорганизации духовно свободных людей. Но при этом неизбежны и полемика, и борьба взглядов. Но эта полемика не должна становиться деструктивной и приводи ...

Купцы и мещане: образ жизни
В «Вестнике императорского русского географического общества» за 1860 год опубликован большой и интереснейший очерк П. Воронова «Верховажский посад». Воронов делит верховажских купцов на две четкие категории. Первые – это богатые люди, из ...