Об одном мифологическом персонаже терских казаков

Материалы » Фольклор - как главный фактор отражения культуры казачества » Об одном мифологическом персонаже терских казаков

Страница 2

Следует указать, что Лобасту и русалок роднят некоторые внешние черты (длинные волосы), локус обитания и злокозненные по отношению к человеку действия. Наличие у Лобасты огромных грудей свидетельствует о первоначально позитивном образе, который, вероятно, восходит к образу Великой Богини-матери [12] и связан с плодородием, покровительством женщине, семье и деторождению. Подтверждением нашего тезиса о связи описываемого персонажа с образом Великой Богини-матери является и мнение В.М. Котович, которая считала, что «сама иконография образа женщины с большими грудями – довольно прямолинейно подчеркивает традиционные черты образа Прародительницы, сложившиеся в самых архаических ее воплощениях в обликах палеолитических Венер», и что в облике Албасты перед нами предстает «прошедший долгую эволюцию и значительно трансформированный образ Великой Матери». [13]

Таким образом, исходя из представленного материала можно сделать вывод, что мифологический персонаж терских казаков Лобаста испытал определенное влияние тюркской мифологии, наложившейся на первоначальную восточнославянскую основу. С течением времени, в связи с переоценкой роли божеств и перехода некоторых из них в разряд демонов, позитивные характеристики этого мифологического персонажа приобрели негативный оттенок.

Мифологические персонажи, аналогичные описываемым, имелись и в фольклоре народов Западной Европы, у которых водяные духи представлялись в образе ундины. Выходя из воды, ундины принимали облик прекрасных девушек; сидя на камнях, они расчесывали свои чудесные волосы и всячески соблазняли мужчин. Считалось, что ундины – духи молодых женщин, покончивших с собой из-за несчастной любви.[14]

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Основание городов и острогов на территории Красноярского края
С первых дней острогу Красный Яр пришлось оружием и дипломатией утверждать право на свое существование. До конца XVII века русские деревни и пашни так и не смогли продвинуться южнее устья Маны. Сам Красный Яр неоднократно подвергался оса ...

Брак и его формы
Порядок заключения брака и свадьба у высшего и низшего сословий балкарцев и карачаевцев во многом отличались. В высшем сословии брак заключался по расчету, преследовалась цель, получить побольше калым. У жениха и невесты очень редко спраш ...

1700 - 1800 года
В 1688 г. крепость Самара получила статус города. В 1700 и 1703 годах в Самаре случились страшные пожары. Однако крепость уцелела. Расширение границ русского государства привело к тому, что к 1739 г. В. Н. Татищев доложил: "Ныне, с ...