Заключение

Как видно, уже на стадии родовой общины зарождаются механизмы поддержки тех субъектов общности, которые в силу разных обстоятельств не могут быть равноправными участниками ее жизнедеятельности. Однако параллельно с практикой индивидуальной помощи возникают формы взаимоподдержки. Они связаны не с индивидуальными формами защиты, а с коллективными, когда поддержка оказывается семье, соседской общине, целому роду.

В этот же период возникает явление помогающего субъекта. Динамика его развития предполагает ряд стадий от оберега к волхву как носителю различных групповых смыслов и этических принципов защиты нуждающихся, а также совокупности определенных способов поддержки отдельных субъектов и группы в целом в разных экстремальных жизненных ситуациях. Модели взаимопомощи носят не только внутриродовой характер, происходит расширение помогающего пространства, что позволяет вырабатывать принципы соседской взаимовыручки, архаические праформы которых дошли до XIX века в виде совместных празднований, уборки урожая и т.п.

Исторические корни древних обычаев наложили огромный отпечаток на поведение современных людей. Это поведение неразрывно связано с нашим мифологическим сознанием. Самые древние формы общения и помощи близким (прежде всего своей семье, роду) дожили до наших дней.

Процесс становления социальной работы в России имеет глубокие исторические корни, и, несмотря на смену идеологии, в обществе остаются механизмы помощи и поддержки, которые зародились в древности и закреплены в новой реальности, в массовом сознании.

[1] Фроянов И.Я. Древняя Русь. - СПб., 2005. – С.92.

[2] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2007. – С.30

[3] Боровский Я.Е. Мифологический мир древних славян. - Киев, 2002. – С.61.

[4] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2007. – С.33.

[5] Фирсов М.В. История социальной работы в России. - М., 2001. – С.88.

[6] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2007. – С.34.

[7] Славянская мифология / под ред. Л.С. Вагурина. - М., 2003. – С.25-26.

[8] Деркач В.П. К вопросу о двоеверии в Древней Руси // Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. - М., 1995. – С.16-17.

[9] Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. - М.: Инфра-М, 1998. – С.64.

[10] Фроянов И.Я. Древняя Русь. - СПб., 2005. – С.101.

[11] Белякова Т.С. Славянская мифология. - М., 2005. – С.56.

[12] Древняя Русь: Материалы к курсу истории России / под ред. М.В. Шиловского. - М., 2004. – С.109.

Популярные материалы:

Система образования
Система образования района включает 54 общеобразовательных учреждения, в том числе 23 начальных, 8 основных, 19 средних школ, 2 гимназии, 1 лицей, 1 школу-интернат. Кроме этого, действуют 23 дошкольных образовательных учреждения, 1 открыт ...

Этапы развития города
Создание города привело к значительному изменению этих комплексов, причем этот процесс проходил по-разному на разных этапах развития города. Таких этапов можно выделить три. Первый из них охватывал период от основания города в 1558 г. до ...

Русская кухня – часть национальной культуры
Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в концентрированном виде отражается история, быт и нравы народа. Русская кухня в этом ...