Заключение
Как видно, уже на стадии родовой общины зарождаются механизмы поддержки тех субъектов общности, которые в силу разных обстоятельств не могут быть равноправными участниками ее жизнедеятельности. Однако параллельно с практикой индивидуальной помощи возникают формы взаимоподдержки. Они связаны не с индивидуальными формами защиты, а с коллективными, когда поддержка оказывается семье, соседской общине, целому роду.
В этот же период возникает явление помогающего субъекта. Динамика его развития предполагает ряд стадий от оберега к волхву как носителю различных групповых смыслов и этических принципов защиты нуждающихся, а также совокупности определенных способов поддержки отдельных субъектов и группы в целом в разных экстремальных жизненных ситуациях. Модели взаимопомощи носят не только внутриродовой характер, происходит расширение помогающего пространства, что позволяет вырабатывать принципы соседской взаимовыручки, архаические праформы которых дошли до XIX века в виде совместных празднований, уборки урожая и т.п.
Исторические корни древних обычаев наложили огромный отпечаток на поведение современных людей. Это поведение неразрывно связано с нашим мифологическим сознанием. Самые древние формы общения и помощи близким (прежде всего своей семье, роду) дожили до наших дней.
Процесс становления социальной работы в России имеет глубокие исторические корни, и, несмотря на смену идеологии, в обществе остаются механизмы помощи и поддержки, которые зародились в древности и закреплены в новой реальности, в массовом сознании.
[1] Фроянов И.Я. Древняя Русь. - СПб., 2005. – С.92.
[2] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2007. – С.30
[3] Боровский Я.Е. Мифологический мир древних славян. - Киев, 2002. – С.61.
[4] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2007. – С.33.
[5] Фирсов М.В. История социальной работы в России. - М., 2001. – С.88.
[6] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 2007. – С.34.
[7] Славянская мифология / под ред. Л.С. Вагурина. - М., 2003. – С.25-26.
[8] Деркач В.П. К вопросу о двоеверии в Древней Руси // Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. - М., 1995. – С.16-17.
[9] Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. - М.: Инфра-М, 1998. – С.64.
[10] Фроянов И.Я. Древняя Русь. - СПб., 2005. – С.101.
[11] Белякова Т.С. Славянская мифология. - М., 2005. – С.56.
[12] Древняя Русь: Материалы к курсу истории России / под ред. М.В. Шиловского. - М., 2004. – С.109.
Популярные материалы:
Температура воздуха
Температура воздуха зависит от солнечной радиации, циркуляции атмосферы, рельефа и сильно меняется по сезонам года.
Средняя температура января составляет -15,3°С, средняя температура июля - +17,4°С. Ход температуры меняется по годам. Отк ...
Этнические процессы
Хотя и среди крепостных встречались крестьяне не только русские, но и других национальностей, но все же особой этнической пестротой отличался поток вольных переселенцев. С 1799 по 1811гг. в Бузулукский уезд прибыло на жительство 10 тыс. д ...
Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году в честь взятия Смоленска. Монастырь явился частью южного оборонительного пояса Москвы. Цари, а также бояре проявляли большую заинтересованность в Новодевичьем монас ...