Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах

Материалы » Истоки традиций помощи и взаимопомощи у древних славян » Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах

Страница 2

В.П. Дергач отмечает, что более поздняя форма почитания богов - братчины, празднуемые сельскими общинами. Они посвящались святому патрону, позднее это был традиционный корпоративный праздник. Он проводился либо всем селением, либо несколькими селениями вскладчину, где каждый субъект предоставлял какую-либо долю продуктов на общественные нужды.[8] Таким образом, почитание богов тесно связанно с оформлением института праздников. Они являлись неотъемлемой частью быта в древнейшей общности. Многие праздники совпадают по времени с наличием обилия благ, в особенности пищи, а ритуал призван освящать такое обилие, которое в религиозных верованиях всегда трактовалось как проявление сверхъестественных сил - милости.

Другим важнейшим механизмом закрепления реципрокных отношений, связанных с сакральными установками, являлись родовые обряды почитания предков. Сакрализация данных процессов раскрывается в системе родового пространства, когда умершие предки обожествляются, и к ним обращаются через культовые обряды, что в конечном итоге вело к определенному родовому единению.[9] Итак, одним из уровней, который заложил и оформил систему реципрокных связей и отношений, создал ценностные стереотипы поведения и восприятия феноменов помощи, явился уровень сакральных отношений. Эта древнейшая форма межгруппового взаимодействия образовала тот социогеном поддержки и защиты, который будет воспроизводиться в языческую эпоху в формах общинно-родовой и хозяйственной помощи и взаимопомощи, а в последующих исторических эпохах - как система призрения и социальной работы.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Турки-месхетинцы
Т‘УРКИ-МЕСХЕТ‘ИНЦЫ, тюрк (самоназвание; распространены также названия турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетинцы, кавказские турки), народ, живущий в Казахстане (около 90 тыс. человек), Азербайджане (около 70 ...

Наиболее важные места расселения старообрядцев
Нижегородский край с первых дней раскола стал одним из оплотов «древлего благочестия». Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что ключевые фигуры раскола — инициатор церковных «новшеств» патриарх Никон и его яростный антаг ...

Глобальные демографические и экономические процессы. Россия и Кузбасс
В третьем тысячелетии Россия находится на начальном этапе глобальных социальных изменений. Экономика нашего ре­гиона связана тысячами нитей с экономикой не только сопре­дельных областей, стран СНГ, но и десятков зарубежных стран. Эта связ ...