Возникновение Твери

Материалы » Возникновение Твери

Страница 4

В летописях сохранились названия некоторых ворот и мостов в Твери. При осаде Твери Дмитрием Донским упоминаются Тмац-кий мост, Тмацкие ворота, Волжские ворота (последние также под 1449 г. в Твер. лет.). Под 1390 г. упоминаются Володимерские ворота и ворота у Св. Василия. Под 1408 г. упоминается Володимерский мост. Нужно припомнить, что р. Тьмака впадает в Волгу с правой стороны несколько выше впадения р. Тверцы в Волгу, изливающейся в нее с левой стороны.

Мейербер (бывший в России при ц. Алексее Михайловиче) Тверь срубили древянь и глиною помазали». В 1372 г. около крепости был выкопан ров и насыпан вал от Волги до р. Тмаки. В 1375 г. Москвичи сожгли посад и некоторые Тверские церкви. В 1387 г. у Твери со стороны Волги поправили укрепления, насыпали земли и выкопали ров более человеческого роста. В 1395 г. вместо ветхой стены в Твери сделали новую из брусьев. В 1405 г. в сентябре был пожар за р. Тмакою, сгорело около 100 дворов и церковь Иоанна Предтечи. В 1408 г. вода сильно поднялась в Твери: весною, о Юрьеве дне, была поводь великая «поня вода в Твери до церкви, черници на плетех издиша к Св. Феодору». В 1413 г., октября 31, ночью в Твери сгорела часть крепостной стены по Волге (погоре городень на Волзе) и церковь Преч. Богородицы, и княжеский двор, и много княжеского имения, и жита, и всякаго запаса.» В следующем году, 19 марта, кн. Александр Иванович Тверской «паки заложи городень», и приставил к работе много людей, Тверитян и Кашинцев, которые вскоре и срубили его. В том же 1414 году. 8 июня, опять погорела вся Тверь и в. княжеский двор, и весь город, и вся стена, и 20 церквей В 1430 г. построен был мост чрез р. Тмаку. В 1443 г. осенью, ночью (на Николин день) сгорела часть Тверского кремля и много дворов. В 1446 г. поправили и даже кажется увеличили укрепления. В 1449 г. в марте был сильный пожар в Твери: погорел город, вся стена, двор в. князя, церкви и все дворы. Думали, что это произошло от поджога: «А зажгли его Ростопчины дети Иванко да Степуря. А зажгли его у Вользкых ворот пониже, на низ по Вълзе; а загорелся на ранней зоре; а солнце зойшло и люди учали по пожарищу ходити, месяца Марта в 25.» В 1465 г., 12 ноября, новый пожар в Твери: опять горела Тверь, сгорело 5 церквей и весь двор в. князя. В 1467 г. за Тмакою сгорела церковь «святая Пятница» и 10 дворов. (119) В 1483 г., в марте был пожар за Тмакою: горела улица от церкви Иоанна Предтечи на подол по самую церковную стену (церкви Богородицы), сгорело до 40 дворов. В 1484 г., марта 24 опять бьи пожар за р. Тмакою от Потрошни-кова двора, сгорело 4 церкви («Пречистая на устье стараа и мона-стырие весь, и Введение пречистыа, и двор Марфинской згоре весь, и Марина святаа да Пятница святаа и монастырь весь»), кроме келий сгорело 80 дворов. При рассказе о восстании Тверитян на Шевкала упоминается торг в Твери.

В летописях сохранились названия некоторых ворот и мостов в Твери. При осаде Твери Дмитрием Донским упоминаются Тмац-кий мост, Тмацкие ворота, Волжские ворота (последние также под 1449 г. в Твер. лет.). Под 1390 г. упоминаются Володимерские ворота и ворота у Св. Василия. Под 1408 г. упоминается Володимерский мост. Нужно припомнить, что р. Тьмака впадает в Волгу с правой стороны несколько выше впадения р. Тверцы в Волгу, изливающейся в нее с левой стороны. Мейербер (бывший в России при ц. Алексее Михайловиче) оставил рисунок, на котором представлен вид города Твери. Замечают следующее: «по этому рисунку видно, что от северо-восточнаго угла крепости, от берега Волги, около стен проведен был глубокий ров, наполнявшийся водою; этот ров, надо полагать, шел до самой Тьмаки по переулку около дома дворянскаго собрания; потому что лет 40 назад (писано в 1865 г.) он еще существовал и чрез него близ дворянскаго собрания был устроен мост; таким образом старинная Тверская крепость со всех сторон окружалась водою.» Вероятно, это были остатки рва, выкопанного еще при Михаиле Александровиче. Остатки старинной Тверской крепости существовали до самых времен Екатерины Великой. Перед тем временем она имела следующий вид. Крепость была окружена с одной стороны Волгою, с другой Тьмакою, которая подле самой крепости впадает в Волгу, а с третьей (ибо она построена неправильным треугольником) сухим рвом, который прокопан от Волги до Тьмаки. и отделял крепость от городовой стороны: однако в большее весеннее наводнение крепость окружалась водою со всех сторон. Длины в ней от так называемых Володимирских до Тьматских ворот 300, ширины от Волги к Тьмаке к Благовещенским воротам 218, а окружности валу 900 сажень. Она имела прежде деревянный обруб и башни, в том числе Володимирская была каменная; но оные обветшали и разобраны. Петр I хотел поправить крепость, что отчасти и было исполнено Магницким, который исправил вал и сделал 3 батареи. Екатерина Великая приказала уничтожить крепостные укрепления; часть места, бывшего под крепостью, усажена деревьями за дворцом, а ниже по течению реки с 1776 г. устроен городской сад. В Твери были и есть некоторые места, напоминающие о временах Татар. Так напр, в начале XVII в. в Твери в Затмацком посаде города Твери был Татарский двор, как думают, называвшийся так потому, что на нем останавливались Татары. В наше время в Твери называется Татарскими горами небольшое возвышение, занимаемое теперь кладбищенскою церковью во имя Смоленской Божией Матери, где — как думают — ханские баскаки с своими отрядами, непривычными к комнатному воздуху, жили в шатрах. Близ этой местности есть Татарская улица. Предания показывают, что древний дворец Тверских князей был за Тьмакой, в местности нынешней семинарии, и тут же вблизи княжеский зверинец, следы которого лет 30 назад были видны в остатках пруда и старых берез, теперь уничтоженных пароходною пристанью. Кроме того замечают еще следующее об остатках старины в городе Твери:

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Историко-культурные ресурсы
Обширная территория Ямало-Ненецкого автономного округа является хранителем богатейшего культурного наследия, которое представлено всем типовым разнообразием памятников истории, археологии и этнографии. В «Археологической карте Ямало-Ненец ...

Социальное назначение праздников и обрядов
Праздники и обряды в первобытном обществе – своеобразный урок для следующих поколений, средство передачи определенных сведений и трудовых навыков. Условно-символическая деятельность, предшествовавшая деятельности реальной или следовавшая ...

Особенности мордовский национального костюма
Известно, что народный костюм мордвы , особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокш ...