Заключение

Страница 1

Культ предков в Китае возник в эпоху Шан-Инь (XVII – XI вв. до н.э.). Он играл огромную роль и оказывал значительное влияние на китайскую культуру, о чем свидетельствуют сотни тысяч записей на гадальных костях. В шанское время этот культ был эквивалентом религии, даже религией, в определенном смысле этого слова, но принадлежащей аристократии из правящего дома Шан, веривших, что их непосредственные предки - предшественники Шан-ди – из потустороннего мира оказывают им активное содействие.

В 1027 г. до н.э. царство Шан-Инь пло под натиском племени Чжоу. Чжоусцы, среди прочего, переняли у шанцев и культ предков. Трансформировав его, они стали поклоняться Высшему Шанди, превратившемуся в эквивалент Великого Неба. А с созданием централизованного государства в 221 г.до н.э., в эпоху Цинь, сяо стало частью государственной религии.

Культ предков предполагал как почитание мертвых предков, так и живых родителей. Свидетельства сыновней почтительности обнаруживаются на всем протяжении китайской истории, хотя обозначающий это иероглиф, как ни странно, в древнейших письменных источниках не встречается.

В настоящее время трудно определить, что понимали под словом "почтительность" в Древнем Китае. Сохранилось слишком мало текстов, касающихся подробностей жизни и быта китайской семьи. Однако, воссоздаваемая с помощью некоторых древних источников картина в целом не так уж сильно отличается от той, которую мы наблюдаем сегодня.

Непочтительные дети приравнивались к "злейшим врагам", и в самых резких тонах осуждалось их грубое поведение. Значительно изменив содержание и формы культа предков, конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения.

Согласно Конфуцию, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его встать на стезю добродетели. Также поощрялось то, что сын не свидетельствовал против отца в суде.

Что же касается взаимоотношений между мужем и женой, то мужчина всегда должен был придерживаться мнения своих родителей. Если жена была не по нраву свекрови, то муж должен был от нее отказаться, если же наоборот – любить ее и жить с ней всю жизнь.

Конфуций выделял пять особо значимых для китайской жизни и общества отношений: между отцом и сыном, старшим братом и младшим, мужем и женой, между друзьями и отношения между императором и министрами.

Политической составляющей сяо было то, что сам император был образцом для своих подданных, являясь Сыном Неба. Он сам должен был выполнять все предписываемые каноны, которые , в частности, проявлялись и в отношении правителя к своему народу. А народ, в свою очередь, должен был чтить императора, как отца своего, поскольку государство представлялось как большая семья. Императорская власть была тесно связана с чиновничьим аппаратом, среди которого существовала определенная иерархия. Причем не богатство, а род занятий был основным социальным критерием при подразделении на сословия. При этом делении высшим слоем официально считалось сословие шеньши, затем земледельцы, ремесленники, торговцы, рабы и т.п. Почтительный сын заботился о родителях соответственно нормам сяо и после их смерти. Каждое из сословий выполняло различные предписания норм сыновней почтительности. К примеру, Сын Неба, любя своих родителей, не должен был ненавидеть родителей других, уважая своих родителей, не презирать родителей других.

Что касается чжухоу, то те, кто находится наверхуской жизни и общества отношений: между отцом и сыном, старшим братом и младшим, мужем и ж, не надменны, хотя их позиция высока, им не угрожает опасность быть свергнутыми. Если они ограничивают свои расходы и блюдут законы, то хотя их амбары заполнены, они не расточительствуют. Если их позиция высока, но им не угрожает опасность быть свергнутыми, то они долго сохраняют свое высокое положение. Если их амбары заполнены, но они не расточительствуют, то они долго сохраняют свое богатство. Если богатство и высокое положение остаются при них, то только после этого они смогут сохранить свое государство и обеспечить спокойствие своему народу.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Историко-краеведческий музей
В мае 1960 года секция преподавателей истории вышла с инициативой об организации межшкольного музея, музей открыт 19 мая 1962 года и работал на общественных началах. В совет музея входили ветераны Великой Отечественной войны и учителя ист ...

Первая Театральная площадь
В 1878 году на Староострожной площади было построено деревянное здание театра. После этого Староострожная площадь была переименована в Театральную. В ночь с 14 на 15 октября 1898 года здание театра сгорело. Новое здание театра было постро ...

Nерская казачья община и землепользование терских казаков
Сельская станичная община (курень) оказывала огромное влияние на экономическую, общественную и культурную жизнь терского казачества. Несмотря на общие черты и сходство с традиционной земледельческой русской общиной, курень терских казако ...