Жизнь чиновников и соблюдение принципов Сяо

Страница 4

Обряд почитания предков описан в "Шицзине". В одной из "малых од" рассказывается о жертвоприношении предкам:

"С почтением, с почтением достойным иду наконец.

Для жертвы честнейших избрать и быков и овец.

Я жертвы и в осень и в зиму верну, что ни год.

…Стоит прорицатель, чтоб духов встречать у дверей.

И жертва готова, и блеском наполнен мой храм,

И званные предки явились в величии к нам!

И духохранитель поел, исполняя обряд,

И я, из потомков почтительный, счастлив и рад.

И счастьем великим меня награждают за труд,

На тысячи лет долголетьем безмерным дарят.

…И жертву ты ныне и просо принес, и зерно.

И в должном порядке разложено было оно.

За это ты примешь немало великих наград.

И благ мириады – десятки таких мириад!

Вот входят в покой музыканты, я слышу игру –

Тогда насладись величайшим здесь, на пиру.

И подали яства твои, и расставили в ряд,

Здесь нет недовольных, здесь каждый и счастлив, и рад:

Он вдоволь напился, и яством насытился он.

И малый и старый встают, отдавая поклон:

"Все духи довольны весьма и едой и питьем,

Тебе, государь, долголетия в доме твоем!

Ты жертвы принес по порядку за все времена…"42

Безусловная власть прошедшего над настоящим и будущим, господство умерших над живыми, всего явственнее выражаются в тех жертвах, которыми потомки покупают у предков право на существование. Культ предков, бывший некогда основным элементом в одном Китае, доселе сохранил за собой преобладающее значение религиозное и бытовое.43

Всякий раз, когда следовало приносить жертвы и поклоняться духу усопшего предка, одни из его родственников (обычно внук, а за неимением такового и другой член семейства) облачался в парадные одежды покойного, являлся его представителем и действовал его именем. Впоследствии вместо живого человека для ритуального воплощения предка стали служить деревянные статуи, шелковые куклы, наконец, соломенные чучела и бумажные изображения.44

Что же касается человеческих жертвоприношений, то в практике встречались и таковые, на что имеются прямые исторические указания. Обычай заживо погребать жен с их умершими мужьями, несомненно, существовал в Китае. К примеру, с императором Цинь-ши-хуан-ди были похоронены все его жены, не имевшие детей. Он устроил себе огромный склеп в горе Ли. Он освещался неугасаемыми лампами, которые горели на человеческом жире.45

Помимо жен, вместе с усопшими погребали и его слуг, если таковые имелись при жизни. С циньским князем У-гуном было погребено 66 человек, а с Му-гу-ном, князем того же удела – 177 человек. Когда гроб упомянутого императора Цинь-ши-хуан-ди был поставлен в могильную комнату, то в нее загнали всех мастеров, окончивших устройство могилы и замуровали их.

Подводя итог, можно сделать вывод, что культ сяо затрагивал интересы всего китайского общества. А Конфуцию, который вообще не любил придумывать нового, осталось только актуализировать его и сделать частью общего культа древности, когда жили мудрые правители и их добродетельные подданные, ставшие предками нынешних правителей и подданных соответственно. Он вывел почитание предков за пределы сравнительно узкого круга знатных семейств, из локального родоплеменного обихода и сделал его общественно значимым ритуалом, обязательным для всего населения страны.

Страницы: 1 2 3 4 

Популярные материалы:

Современное расселение телеутов и характеристика мест их обитания
телеут расселение бачатский обитание В настоящее время телеутов по последней переписи насчитывается около 2600 человек. Наиболее компактно проживают телеуты на Бековской сельской территории, куда входят с. Беково, 14 км, д. Челухоево, д. ...

Танец «Мордовские узоры»
Танец «мордовские узоры» исполняются парами. В нем много движений, допускающих различные танцевальные комбинации. Костюмы исполнителей. На юноше белая рубаха с национальным орнаментом на груди и рукавах, брюки белые с продольными синими ...

Растительность и почвы
Парк Победы находится в подзоне южной тайги континентального сектора, что обуславливает широкое распространение здесь южно-таежных сосновых лесов. Зональное положение обуславливает развитие дерново-подзолистых почв, типичных для подзоны ...