Населенные пункты. Строения

Страница 2

В избах раскольников было чисто и опрятно. «Раскольник не станет в избе кормить зимой скот, держать кур, впустить собаку, так как это бы опоганило дом его, который после того нужно будет очищать молитвами.» Чистота в раскольничьих скитах доводилась до совершенства: избы мылись каждую субботу, пол после мыть покрывали огромной простыней приколачиваемой по краям гвоздиками; она снималась при гостях или в большие праздники»[23].

В задней горнице у раскольников молельная. Здесь стоят иконы уже не в углу,а на полках по задней стене. Перед иконами висят лампады или стоят деревянные, крашенные голубой, желтой или красной краской подсвечники, на лавках лежали подручники, а рядом с ними несколько книг в кожаных переплетах.

В сенях дома раскольников много чуланов, а иногда даже устраиваются переходы, подполы и тайники.

У большинства староверов столовая посуда была фабричного производства – фарфоровые чашки, металлические вилки, только у пожилых людей сохранялись самодельные деревянные и глиняные чашки и деревянные ложки. Староверы к посуде относятся очень щепетильно, не позволяют есть из нее «мирским» людям.

Быт старообрядцев тесно связан с их образом жизни. Основную часть своего времени они отдают хозяйству, чтобы прокормить себя, но так же свято чтут свою веру и относятся к труду как к высшему предназначению человека. В повседневной жизни староверы руководствуются уставом. Даже в наши дни можно наблюдать, как строго они соблюдают правила. Особенно это касается старшего поколения. По прежнему много времени уделяют молитвам. Люди живут натуральным хозяйством, следуя библейской заповеди «В поте лица добывай хлеб свой».

В домах у хозяек видели и разные прялки. Прялка – подставка, к которой привязывалась кудель для прядения. Простые прялки изготавливались для своих нужд почти в каждом крестьянском доме. Различались два типа прялок – дельные и составные с отдельными донцами. Дельные, в свою очередь, разделялись на прялки из копани и на составные.

А вообще ткацкие станки разделялись на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные употреблялись для изготовление ткани для шитья одежды, а вертикальные – для тканья ковров, половиков. Мы видели горизонтальные станки. Жители называли их кросна.

Сохранение традиционных способов ведения хозяйства, ремесел говорит об устойчивых формах образа жизни и быта, сохранении исконно национальных корней.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Возрождение казачьей культуры Юга России как системного явления
Сейчас, когда прошла эйфория первых казачьих съездов и праздников и можно спокойно и взвешенно взглянуть на результаты двадцатилетнего развития этого процесса, оказывается, что вынутых из старинных сундуков боевых наград прадедов, амуници ...

Музей «Тульские самовары»
Музей открылся в 1990 году в двухэтажном здании, построенном в 1910—1911 годах архитектором В. Н. Сироткиным на Менделеевской улице вблизи стен Тульского кремля. Основной для экспозиции музея стали большая коллекция самоваров, собранная з ...

Самоназвание, расселение и численность бачатских телеутов
Целый ряд этнографов и лингвистов выяснили то, что бачатские телеуты назывались по-разному. Так на чертежах С. Ремезова они обозначены «Телен орда», «Телеуты», «Теленбуты», «Белые Калмыки», а в публикации 18 в. называют их «телеутскими», ...