Травы
На день летнего солнцестояния в северных странах приходится самый пышный расцвет природы. Появляются первые ягоды, в изобилии грибы и в самом соку травы.
В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купала, они оказывают действенную помощь, только если сорваны на заре и прежде чем на них обсохнет роса.
Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи. Они собирали целебные коренья и травы на весь год.
Множеству трав присваивали особые свойства иногда поразительного, волшебного характера:
Петров-крест - «крест» находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет от колдунов, и от нечистой силы ;
Разрыв-трава – считалось, что если натереть ею клинок то он разрубит и сталь и камень;
чертогон – ее вкладывали в трещину над воротами, калиткой или под крышами, также от колдунов и для изгнания чертей;
чернобыль-трава - эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья»;
зяблица - помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно выдержать в молоке;
расперстьице - эту траву сушат, измельчают в порошок и присыпают им больные места на теле (порезы, нарывы, опухоли);
"плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа, владелец же корня будет внушать к себе страх;
"терлыч-трава" употреблялась для приворота девушками: они носили её у себя за пазухой и приговаривали: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!». Большим спросом пользовались также травы: «дивий сил»; «мария-магдалина» (от тоски), «богородская» трава (для окуривания отелившихся коров), «пастушья сумка» (хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях); страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; заячья капуста (лечения ран, ожогов); на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
Украшением и символом праздника были цветы Иван-да-марья, символизирующие солнце и воду, и если в эту ночь сорвать цветок и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
Собранными травами окуривали больных, боролись с нечистью, их бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляли их и для приворота или для "отсушки".
И в наши дни травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и берегут, считая очень целебными.
Царь цвет - папоротник
Есть и особая распространённая, таинственная и устойчивая легенда о цветке папоротника. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок, указывавший на места закопаны клады. Колдовские чары окружали эту траву, отыскать его и найти клад считалось делом почти невозможным, но особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес на его поиски. Веками из уст в уста передавались в народе сказания об отважных искателях волшебного жар-цвета.
Венок
К символам Иваны Купала относятся и венки, которые являются атрибутами ритуальных действий и чрезвычайно красивых обрядов. Значение венка как символа трудно переоценить. Форма венка объединяет небесную символику круга (совершенство) и кольца (вечность, непрерывность, союз). История венка уходит в далёкое прошлое, так например тысячелетия назад в Египте и Греции венки могли носить только царственные особы, потому что венок являлся символом божественности, он атрибут жизни, превосходства и святости, форма венка в виде кольца предполагает вечность.
Сплетенный из цветов и листьев, и надетый на голову венок – «живая корона». В античной, иудейской и христианской традициях венки имели защитную силу. [2. стр. 21]
На Ивана Купала девушки плели венки из лесных и полевых трав обычно не менее 12, а иногда и 16 видов. Вечером на заходе солнца гадали, бросая венок в реку или озеро, этот обряд назывался “молчаливая вода”. Гадали на любовь, продолжительность жизни и удачу. Часто просто загадывали желание: если венок уплывал далеко, то оно должно было сбыться. Если венок тонул — это считалось плохим предзнаменованием: «Венок утонул — милый обманул».
Но самым красивым и древним обрядом остается пускание венков на воду, только с зажженной лучиной или свечкой посередине. Считалось, что чей венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! И конечно все действия сопровождались песнями и приговорами.
«Ой, на святого
Ой, на Купалу Девки гадали
Венки кидали.
Кидали в воду
В воду быструю.
Скажи (ласковое название реки) Про жизнь молодую
Популярные материалы:
Одоев
1543/44 г. Одоев (О)., или часть его оказывается во владении кн. Воротынских: «А в Одоеве князь Володимер за князь Александр Ивановичи Воротынские с своими людьми. Да в Одоеве же князь Дмитрей княж Петров сын Охлябинин».
Вскоре, однако, ...
Религиозные верования бурятского народа
Буддизм
Впервые о государственной религии монголов – буддизме буряты узнали в XIII в., при внуке Чингисхана – Хубилай-хане, когда современная южная территория Бурятии называлась «Ара Халха». Но это направление буддизма – кармапа (краснош ...
Традиционная архитектура
Вепсская изба обычно строилась на высоком подклёте - нижнем этаже избы, в котором размещался погреб. Стены делались из брёвен лиственничных пород. Особенностью вепсских домов являлась т – образная планировка, то есть под одну крышу в одну ...