Религия и верования

Материалы » Удивительный мир вепсов » Религия и верования

Страница 1

В 10 веке Вепсы были крещены и приняли православие, поэтому и по сегодняшний день у них проявляется двоеверие. Всю силу, в которую верит этот народ условно можно разделить на 3 группы: духи природы, духи предков и злые духи. Вепсы из покон веков жили в гармонии со всем живым, поэтому главным их культом является природа.

1. Культ камней.

Жители Озёр рассказывали, что над лесом появился большой столб дыма, и на этом месте обнаружили большой камень с отпечатком головы в шлеме. Возле камня по-видимому, метеоритного происхождения, тогда же поставили часовню, куда приносили жертвы (деньги, масло, яйца, хлеб, полотенца).

2. Культ деревьев.

У всех финноязычных народов существовал и до сих пор наблюдается культ деревьев. Многие рощи на Северо-Западе считались священными, там совершались различные обряды и моления, также захоронения. Священными деревьями у вепсов считались ель, ольха, можжевельник.

Следов почитания деревьев тоже имеется достаточно. На первом месте стоял можжевельник. В некоторых деревнях дерево можжевельника росло на возвышенных местах, обычно на холме, в праздник Пасхи его украшали ленточками, которое после иногда ставили на могилку, и приносили к нему жертвы, также как и к камням. В праздник « день выгона скота» (весной) также украшали можжевельник и совершали приношения. Ветки можжевельника клали в доме над дверью для охраны от злых духов, под подушку новобрачным, в колыбель к новорожденному, в подойник для защиты скота.

Священными и почитаемыми деревьями были берёза и осина, в основном это было связано с обрядом погребения. Связана была с духами леса и рябина. Её использовали пастухи для кнутовища.

Кроме отдельных деревьев, почитались целые рощи. Христианские церкви и часовни строили в еловых и сосновых рощах, используя «святые места» языческих мольбищ. Ель считалась оберегом, поскольку у неё по народным объяснениям, молодые иголки на концах веток располагались в виде креста. Ель сажали рядом с домом, чтобы уберечь семью от разных бед. Также под ноги похоронной процессии бросали еловые ветки, чтобы душе умершего было легче уйти в мир иной. Сосна на краю деревни - всеобщая покровительница, ей приносили подарки. Особенно почитались деревья-долгожители, к ним обращались с просьбой о ниспослании благополучия, о здоровье для домашнего скота.

Но самым популярным среди духов-хозяев у вепсов был и остается «хозяин» леса (мецижанд). В представлении о лесном духе-хозяине отразилось двойственное отношение вепсов к лесу: с одной стороны, он был кормильцем крестьянина, с другой - таил всевозможные опасности. Чтобы не прогневить лесного духа, каждый вепсский крестьянин в прошлом знал магические обряды на случай встречи с ним в лесу, при ночёвке под деревьями, а также жертвенные обряды в начале и конце лесной промысловой деятельности. Так, закончив сбор «даров леса», следовало принести жертву в виде части грибов и ягод, которые оставляли на пне, у придорожного креста или на перекрестке дорог.

3. Культ огня.

Важное место в древних верованиях вепсов занимал культ огня. Это выражалось, прежде всего в различных запретах: нельзя было плевать в огонь, затаптывать его ногами и т. д.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Географическое положение и природные ресурсы
Ямало-Ненецкий автономный округ образован 10 декабря 1930 года. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера». В ...

После свадьбы. "Красный стол"
Утром родственники топили баню для новобрачных. Её готовили как обычно, соблюдали только запрет колотить головешки кочергой, чтобы муж не бил жену. Приставницы - крестная, тетки молодой отправлялись будить молодых. Они стучали в двери, г ...

Этнические процессы
Хотя и среди крепостных встречались крестьяне не только русские, но и других национальностей, но все же особой этнической пестротой отличался поток вольных переселенцев. С 1799 по 1811гг. в Бузулукский уезд прибыло на жительство 10 тыс. д ...