Тула

Страница 2

План был поистине замечательным документом. Центром всего градообразующего комплекса сохранялся кремль с его Успенским собором. От него на юго-восток, юг, юго-запад прямыми лучами расходился веер улиц. 3 главных луча—улицы Киевская (ныне—проспект Ленина), Воздвиженская (сейчас— Революции) и Воронежская (теперь Оборонная). Если смотреть с каждой из этих улиц в сторону кремля, то взгляд упирался в колокольню его Успенского собора, не существующую сегодня. На кварталы улицы-лучи делили пересекающие их и огибающие кремль на различном расстоянии полукольцевые улицы. Ближняя к кремлю — Посольская (ныне — Советская). По радиально-кольцевому принципу центральная часть города формировалась и на протяжении последующих веков.

Правобережье Упы, современные Заречье и Чулково, совершенно отличалось от изящного левостороннего веера. Здесь была предусмотрена традиционная прямоугольная планировка со взаимно перпендикулярно пересекающимися улицами.

Известный писатель, краевед и историограф В. И. Левшин, уроженец Белевского уезда Тульской губернии, в «Историческом, Статистическом и Камеральном описании городов Тульской губернии», опубликованном в 1807 г., отмечал, что «со времени открытия губернии в городе Туле как торговля, так и число жителей, по крайней мере, в десять крат увеличилось. По сим двум предметам Тула ныне представляет в числе других губернских, знаменитый и многолюднейший город».

В «Топографическом описании Тульской губернии» 1824 г. указывалось, что в Туле насчитывалось 75 фабрик и заводов, но «сверх сих фабрик в редком мещанском и оружейном доме не делают каких ни на есть вещей, как-то: охотничьи ружья, пистолеты, шпаги, столовые и перочинные ножи, ножницы, печати, разные машинки для дамских рукоделий и всякого рода стальные и железные вещи, служащие как для пользы, так и для украшения, что и составляет главный промысел жителей низшего сословия, лавки в Туле наполнены сими вещами, значительное количество отправляют их в другие города и на ярмарки для продажи».

Чтобы яснее представить, какими темпами развивалась Тула, интересно прочитать и еще одно свидетельство—теперь уже из «Военно-исторического обозрения Российской Империи», изданного в 1852 г. «В середине XIX века,—пишется там,—в губернии насчитывалось уже 290 фабрик и заводов, причем половина из них находилась в Туле. В Туле на одном только оружейном заводе работали 9 тыс. человек, что составляло около третьей части всего мужского населения города (30 045 чел.)».

Периодически город потрясали наводнения от весенних разливов Упы и пожары. Они, особенно пожары, наносили громадный ущерб постройкам и жителям. Но в то же время облегчали переустройство Тулы в соответствии с градостроительными планами.

Несомненно, развитию Тулы весьма способствовало то, что город всегда играл роль значительного и важного в России транспортного узла. Главной дорогой Тульской губернии было шоссе, проходящее от Москвы через Тулу на юг. Это самый интенсивный путь, движение по которому в обе стороны не прекращалось даже зимой. Здесь шли товарные потоки. По этой дороге тульские промышленники и купцы вывозили произведенные в городе и губернии изделия и сельскохозяйственные продукты, торгуя ими в десятках других городов. К середине прошлого века, кроме этого шоссе, в тульскую транспортную сеть входили 6 почтовых, 6 торговых и 13 проселочных дорог, которые соединяли город с уездами и с соседними губерниями. Чрезвычайно важно было то, что в 1868 г. через Тулу была проложена линия Московско-Курской железной дороги, а еще через 6 лет—Сызрано-Вяземской.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Благотворительная деятельность Дмитрия Васильевича Сироткина
Дмитрий Васильевич Сироткин происходил из старообрядческой семьи. Жизнь этого человека ярко иллюстрирует мысль, что костяком как московского, так и нижегородского купечества оказались выходцы из старообрядческих семей, где и воспитание бы ...

Роль Кизляра в развитии виноградарства в левобережных казачьих станицах по тереку в первой половине xix века в контексте локальной истории пограничья
Summary The presented survey is dedicated to the development of viticulture on the left bank of the Terek river in the first half of XIX century. The paper offers the most significant causes of peaks and decays of this branch of agricult ...

Традиционная обрядовая культура мордвы
Вызывает интерес, что обрядность любого народа представляет собой тот слой культуры, который в современных условиях несёт основную этническую нагрузку. Её стержневой основой является устойчивость и традиционность форм. Несмотря на значит ...