Тула

Страница 2

План был поистине замечательным документом. Центром всего градообразующего комплекса сохранялся кремль с его Успенским собором. От него на юго-восток, юг, юго-запад прямыми лучами расходился веер улиц. 3 главных луча—улицы Киевская (ныне—проспект Ленина), Воздвиженская (сейчас— Революции) и Воронежская (теперь Оборонная). Если смотреть с каждой из этих улиц в сторону кремля, то взгляд упирался в колокольню его Успенского собора, не существующую сегодня. На кварталы улицы-лучи делили пересекающие их и огибающие кремль на различном расстоянии полукольцевые улицы. Ближняя к кремлю — Посольская (ныне — Советская). По радиально-кольцевому принципу центральная часть города формировалась и на протяжении последующих веков.

Правобережье Упы, современные Заречье и Чулково, совершенно отличалось от изящного левостороннего веера. Здесь была предусмотрена традиционная прямоугольная планировка со взаимно перпендикулярно пересекающимися улицами.

Известный писатель, краевед и историограф В. И. Левшин, уроженец Белевского уезда Тульской губернии, в «Историческом, Статистическом и Камеральном описании городов Тульской губернии», опубликованном в 1807 г., отмечал, что «со времени открытия губернии в городе Туле как торговля, так и число жителей, по крайней мере, в десять крат увеличилось. По сим двум предметам Тула ныне представляет в числе других губернских, знаменитый и многолюднейший город».

В «Топографическом описании Тульской губернии» 1824 г. указывалось, что в Туле насчитывалось 75 фабрик и заводов, но «сверх сих фабрик в редком мещанском и оружейном доме не делают каких ни на есть вещей, как-то: охотничьи ружья, пистолеты, шпаги, столовые и перочинные ножи, ножницы, печати, разные машинки для дамских рукоделий и всякого рода стальные и железные вещи, служащие как для пользы, так и для украшения, что и составляет главный промысел жителей низшего сословия, лавки в Туле наполнены сими вещами, значительное количество отправляют их в другие города и на ярмарки для продажи».

Чтобы яснее представить, какими темпами развивалась Тула, интересно прочитать и еще одно свидетельство—теперь уже из «Военно-исторического обозрения Российской Империи», изданного в 1852 г. «В середине XIX века,—пишется там,—в губернии насчитывалось уже 290 фабрик и заводов, причем половина из них находилась в Туле. В Туле на одном только оружейном заводе работали 9 тыс. человек, что составляло около третьей части всего мужского населения города (30 045 чел.)».

Периодически город потрясали наводнения от весенних разливов Упы и пожары. Они, особенно пожары, наносили громадный ущерб постройкам и жителям. Но в то же время облегчали переустройство Тулы в соответствии с градостроительными планами.

Несомненно, развитию Тулы весьма способствовало то, что город всегда играл роль значительного и важного в России транспортного узла. Главной дорогой Тульской губернии было шоссе, проходящее от Москвы через Тулу на юг. Это самый интенсивный путь, движение по которому в обе стороны не прекращалось даже зимой. Здесь шли товарные потоки. По этой дороге тульские промышленники и купцы вывозили произведенные в городе и губернии изделия и сельскохозяйственные продукты, торгуя ими в десятках других городов. К середине прошлого века, кроме этого шоссе, в тульскую транспортную сеть входили 6 почтовых, 6 торговых и 13 проселочных дорог, которые соединяли город с уездами и с соседними губерниями. Чрезвычайно важно было то, что в 1868 г. через Тулу была проложена линия Московско-Курской железной дороги, а еще через 6 лет—Сызрано-Вяземской.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы: