Социальное назначение праздников и обрядов

Страница 2

6. Повторяемость, традиционность. Даже утратив свое первоначальное содержание, многие обрядовые сохранились и сейчас, повторяются в праздниках как память, как дань уважения к прошлому.

Выше мы говорили, что праздники и обряды являются частью традиции, способом ее материализации, поэтому они становятся реально ощутимой силой, характерной формой быта, проявлением образа жизни. Всеобщность и массовость, устойчивость и повторяемость способствуют их длительному сохранению. Именно это обеспечивает связь поколений и преемственность в развитии человеческой культуры.

Одна из особенностей праздника как социального явления состоит в том, что важное место в нем занимает эстетическая сторона, художественное оформление. Различные виды искусства, включенные в обряд, выступают в нем не с целью художественного творчества, а усиливают чувства, переживаемые участниками обряда, выражают в эмоциональной форме определенные социально значимые идеи, представления, способствуя их воплощению в жизнь.

Таким образом, говоря о социальном назначении праздников и обрядов, еще раз подчеркнем, что в процессе возникновения и становления праздников и обрядов главную роль сыграли материальные и духовные потребности человека. Условно-символические действия помогали людям раскрыть связи между явлениями, постичь их взаимообусловленность и потому в известной степени выступали средством познания. Эта форма передачи новому поколению опыта предшественников предполагала, с одной стороны, закрепление достигнутого, с другой – являлась выражением памяти и уважения к ушедшим и уходящим поколениям.

С возникновением классового общества праздники и обряды приобрели новое содержание. По мере того, как усложнялась общественная жизнь, каждый господствующий класс, осознавая силу эмоционального, психологического воздействия их на людей, использовал их в своих целях для укрепления своего могущества, вкладывая в старые обряды новое содержание. Закреплению этого содержания способствовали различные религии.

календарный праздник обряд русский творчество

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Культура нашего края в ХVII—ХVIII веках
В 1781 году саратовский комендант И. К. Бошняк получал указ Екатерины II о том, что нужно открыть народные школы для обучения российской грамоте, письму и арифметике всех тех кто добровольно пожелает в них обучаться. Однако саратовские об ...

Купальские символы в обрядах и таинствах
Иван Купала имеет ещё одно языческое название «Великдень», т.е. количество Света приумножается, количество Тьмы уменьшается. Считается, что в праздничную ночь идет соединение огня и воды с обязательным появлением животворящего пара и кипя ...

Нетрадиционный подход к проблеме классификации
Следующая классификация экскурсионных объектов не традиционна, но не менее существенна. Она основывается в первую очередь на данных социологии и коммуникавистики. «…Продвижение к вещам есть обстоятельная работа, прежде всего призванная ус ...