Социальное назначение праздников и обрядов

Страница 2

6. Повторяемость, традиционность. Даже утратив свое первоначальное содержание, многие обрядовые сохранились и сейчас, повторяются в праздниках как память, как дань уважения к прошлому.

Выше мы говорили, что праздники и обряды являются частью традиции, способом ее материализации, поэтому они становятся реально ощутимой силой, характерной формой быта, проявлением образа жизни. Всеобщность и массовость, устойчивость и повторяемость способствуют их длительному сохранению. Именно это обеспечивает связь поколений и преемственность в развитии человеческой культуры.

Одна из особенностей праздника как социального явления состоит в том, что важное место в нем занимает эстетическая сторона, художественное оформление. Различные виды искусства, включенные в обряд, выступают в нем не с целью художественного творчества, а усиливают чувства, переживаемые участниками обряда, выражают в эмоциональной форме определенные социально значимые идеи, представления, способствуя их воплощению в жизнь.

Таким образом, говоря о социальном назначении праздников и обрядов, еще раз подчеркнем, что в процессе возникновения и становления праздников и обрядов главную роль сыграли материальные и духовные потребности человека. Условно-символические действия помогали людям раскрыть связи между явлениями, постичь их взаимообусловленность и потому в известной степени выступали средством познания. Эта форма передачи новому поколению опыта предшественников предполагала, с одной стороны, закрепление достигнутого, с другой – являлась выражением памяти и уважения к ушедшим и уходящим поколениям.

С возникновением классового общества праздники и обряды приобрели новое содержание. По мере того, как усложнялась общественная жизнь, каждый господствующий класс, осознавая силу эмоционального, психологического воздействия их на людей, использовал их в своих целях для укрепления своего могущества, вкладывая в старые обряды новое содержание. Закреплению этого содержания способствовали различные религии.

календарный праздник обряд русский творчество

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Мужская одежда
На мужской одежде не было никакой отделки. Только манишка, которая надевалась на рубашку под бюшмюдом, была вышита или на нее нашивалась парчовая тесьма. Мужские бюшмюды шили из черного шелка или шерсти. Рукава бюшмюда были широкими, ман ...

Башкиры Курганской области
Курганские башкиры — этнотерриториальная группа башкирского народа, компактно проживающая на западе Курганской области . Общая численность — 15470 человек. Расселены в основном в Альменевском, Сафакулевском, Щучанском районах области. Наи ...

Исторический обзор
Земли по берегам Северной Двины (т.н. Подвинье) были открыты в начале нашего тысячелетия викингами. Английские и норманнские корабли приходили в устье Северной Двины за пушниной и рыбой вплоть до ХIII века, когда из-за общего похолодани ...