История названия улиц Астрахани
До 1918 года Бакинская улица именовалась Второй Бакалдинской, параллельно ей было еще четыре Бакалдичских улицы. Происхождение этого названия чисто топографическое. В старину на месте этих улиц был глубокий овраг, и тот же Гмелин писал, что крайнюю с юга Астрахани улицу “россияне окалдой или пропастью от глубокой там находящейся болотины называют”.
Как видно, наименование — Бакалдинские являлось искаженным, вопреки их настоящему древнему названию — Окалдинские.
Улица Трусова, начинающаяся вблизи от угловой северо-восточной башни кремля (которая в древности называлась Пыточной), в прежнее время носила громкое название — Эсплонадная. Для расшифровки происхождения этого названия следует иметь в виду, что в XVI-XVII веках вся часть севернее былой городской стены (так называемого Белого города) представляла собой открытое, незастроенное пространство между крепостью и находившимися у реки Кутума лесными складами и жилищами хлебников, которым не дозволялось жить в городе (по Корнелию де Бруияу — был в Астрахани в 1703 году). Отсюда и получила эта улица свое название — Эсплонадная (от французского L'Esplanade, что значит открытоеместо, площадь).
Река Кутум, прорезывающая город с запада на восток, является одним из бесчисленных рукавов Волги. Этот рукав мог получить свое название по имени татарского князя Кутумова, хотя возможно, что и прозвище свое татарский князь получил от имени реки Кутумовки, на берегах которой, может быть, кочевали его кибитки. Второе предположение более основательно, так как названия рек всегда более древние, чем прозвище или фамилия владельца земли, по которой протекает река или на которой расположено селение. В этом случае название свое проток Волги получил по имени изобиловавшей здесь рыбы кутум (по-тюркски кутум — сазан).
Ближайший к Волге мост через Канаву именовался Земляным. Это название также имеет интересное обоснование. До начала XVIII века местность, где прорыт был канал, представляла собой низменность, которую в паводок заливали полые воды, а в межень здесь оставались болотца и грязные лужи. В 1744 году начал рыть канал между Волгой и Кутумом по проекту, утвержденному еще в 1722
рощу
Петром Первым. На прорытие канала была затрачена огромная, по тому времени, сумма в сто тысяч рублей. Однако для защиты этой местности от затопления вследствие ненадежности береговых укреплений канала, устья его, как со стороны Волги, так и со стороны Кутума, были загорожены забойками из деревянных свай, щебня и мешков с землей. Посередине забойки оставлялись отверстия, через которые в канал пропускалась волжская вода, а при паводке и эти отверстия забивались наглухо. Вот этот земляной вал (или забойка у Волги), являясь переправой через канал с городской стороны в татарскую часть города, впоследствии превращенный в мост, получил название Земляного моста.
Прорытие канала и устройство забоек было закончено в 1770 году, но только в 1817 году завершено было строительство проточного и судоходного канала с деревянными набережными. В 1839 году произведен был капитальный ремонт набережных канала с одновременным озеленением берегов липами привезенными
из
Саратова.
Этому каналу, именовавшемуся ранее Астраханским, в 1817 году было присвоено название Варвациевского — по имени Ивана Варвация, на средства которого производилось углубление канала.
Варваций, родом грек, был у себя на родине корсаром. В России, благодаря исключительной предприимчивости и связям с царедворцами, он получил на откуп астраханские рыбные промыслы; жестоко эксплуатируя трудовой люд, он в короткий срок няжил миллионы.
Присвоенное каналу название Варвациевского не привилось, будучи заменено" населением на более простое — Канава.
Татарский и Армянский мосты на Канаве получили свои названия как переправы, связывающие центральную часть города с его районами, расположенным” За Канавой и населенными татарами и армянами.
Разделение города на районы по национальным колониям вообще присуще древним городам, и эта форма поселений сохранилась во многих городах и до наших дней.
А. Олеарий в 1636 году отметил, что татарам в городе запрещалось жить и
им
были отведены низменные места”, где разрешалось селиться, обнося свои жилищ” только “плетнями”. А.С. Гмелин, будучи в Астрахани в 1769 году, то есть после прорытия канала, указывает, что от Решеточных ворот (не сохранились) была сделана дорога через Соляное озеро, заваленное щебнем, а через канал был проложен худой мост”, ведший в татарскую и армянскую слободы.
Популярные материалы:
О развитии высшего образования в РБ
История высшего образования в Башкортостане началась в 1909 г. с открытия Учительского института, который в 1919 г. был преобразован в Институт народного образования со следующими факультетами: физико-математический, социально-исторически ...
Значение присоединения Башкортостана к России
Характер и условия принятия башкирами подданство Русского государства. Башкиры приняли русское подданство по своему волеизъявлению, добровольно. Это диктовалось сложившейся в тот период исторической обстановкой, когда башкирский народ вел ...
Меншиковский дворец.
Дворец ближайшего сподвижника Петра I, первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меншикова (1673-1729). Князь Меншиков был видным государственным деятелем, талантливым военачальником. Он руководил строительством Петропавловской кр ...