Великое княжество Литовское – колыбель белорусского этноса

Страница 2

При Ольгерде началось военно-политическое противостояние между ВКЛ и другим объединительным центром, который возник в северо-восточной части древнерусской территории – вокруг Москвы. Сосуществование этих центров привело к формированию двух самостоятельных этносов, которые одинаково пользовались старым этнонимом «русские». От одного из них происходит титульная нация современной России, от второго – белорусы и украинцы.

В 1385 году произошло не менее важное событие – династическая уния между ВКЛ и Польским королевством. Вскоре католицизм стал официальной государственной религией. Это включило Беларусь и Украину в сферу влияний западноевропейской цивилизации, еще более отдаляя их от других частей Руси.

Дальнейшая история русского населения ВКЛ – это уже история непосредственно формирующегося белорусского этноса, в ходе которой окончательно сложились те этнографические и языковые черты, которые впоследствии были осознаны как белорусские. Этногенез закончился, началась этническая история.

Значение ВКЛ не только в том, то оно сдержало политическое дробление ранее сложившихся на территории Беларуси княжеств, но и в том, что оно усилило интеграционные процессы, объединило исторические области, выделившиеся здесь ранее, закрепив тем самым ареалы этнической территории белорусов. В рамках ВКЛ оформились и основные признаки белорусской народности, а население белорусских земель уже осознавало себя самостоятельным народом, отличным от других, пользуясь названиями «русины», «руськие», «литвины», «литвины-русины», а затем и «белорусцы», «белорусы». И если в название «литвины» тогда вкладывался государственно-политический смысл (хотя это понятие выступало в разном значении , то термины «русины», «руськие», «белорусцы», «белорусы» наполнялись этническим содержанием, имея в то же время и религиозно-конфессиональную окраску. В исторической литературе спра-едливо подчеркивается: уже тогда формировавшийся белорусский этнос приобрел потенциал, позволивший ему, несмотря на все сложности последующего времени и даже потери своей социальной элиты (подвергшейся полонизации), не только сохранить свои особенности и традиции, но и превратиться в нацию, образование которой, по мнению И. Марзалюка, началось уже в XVI – первой половине XVII века.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Купальские символы в обрядах и таинствах
Иван Купала имеет ещё одно языческое название «Великдень», т.е. количество Света приумножается, количество Тьмы уменьшается. Считается, что в праздничную ночь идет соединение огня и воды с обязательным появлением животворящего пара и кипя ...

Разные музеи
1. Музей института арабского танца мира Музей знакомит с историей, архитектурой, искусством и наукой арабского мира, начиная с IX в. Здесь собраны разнообразные коллекции исламского искусства, а также находится археологическая коллекция, ...

Земледелие
Основу андроновского хозяйства, как было описано выше, конечно, составляло скотоводство, но чисто скотоводческое хозяйство вряд ли могло вообще существовать в ранний период при отсутствии земледельческого окружения. Этнографические данные ...