Великое княжество Литовское – колыбель белорусского этноса
При Ольгерде началось военно-политическое противостояние между ВКЛ и другим объединительным центром, который возник в северо-восточной части древнерусской территории – вокруг Москвы. Сосуществование этих центров привело к формированию двух самостоятельных этносов, которые одинаково пользовались старым этнонимом «русские». От одного из них происходит титульная нация современной России, от второго – белорусы и украинцы.
В 1385 году произошло не менее важное событие – династическая уния между ВКЛ и Польским королевством. Вскоре католицизм стал официальной государственной религией. Это включило Беларусь и Украину в сферу влияний западноевропейской цивилизации, еще более отдаляя их от других частей Руси.
Дальнейшая история русского населения ВКЛ – это уже история непосредственно формирующегося белорусского этноса, в ходе которой окончательно сложились те этнографические и языковые черты, которые впоследствии были осознаны как белорусские. Этногенез закончился, началась этническая история.
Значение ВКЛ не только в том, то оно сдержало политическое дробление ранее сложившихся на территории Беларуси княжеств, но и в том, что оно усилило интеграционные процессы, объединило исторические области, выделившиеся здесь ранее, закрепив тем самым ареалы этнической территории белорусов. В рамках ВКЛ оформились и основные признаки белорусской народности, а население белорусских земель уже осознавало себя самостоятельным народом, отличным от других, пользуясь названиями «русины», «руськие», «литвины», «литвины-русины», а затем и «белорусцы», «белорусы». И если в название «литвины» тогда вкладывался государственно-политический смысл (хотя это понятие выступало в разном значении , то термины «русины», «руськие», «белорусцы», «белорусы» наполнялись этническим содержанием, имея в то же время и религиозно-конфессиональную окраску. В исторической литературе спра-едливо подчеркивается: уже тогда формировавшийся белорусский этнос приобрел потенциал, позволивший ему, несмотря на все сложности последующего времени и даже потери своей социальной элиты (подвергшейся полонизации), не только сохранить свои особенности и традиции, но и превратиться в нацию, образование которой, по мнению И. Марзалюка, началось уже в XVI – первой половине XVII века.
Популярные материалы:
Купцы и мещане: образ жизни
В «Вестнике императорского русского географического общества» за 1860 год опубликован большой и интереснейший очерк П. Воронова «Верховажский посад». Воронов делит верховажских купцов на две четкие категории. Первые – это богатые люди, из ...
Социально-экономические мероприятия Администрации Кемеровской области по
малочисленным народам
Вопрос же о развитии малых народов на территории стоит постоянно на коллегии Администрации Кемеровской области. Это видно по следующим направлениям: разработаны мероприятия по социально-экономическому развитию малочисленных народов Кемеро ...
Золотой чемодан
БЕСЦЕННЫЕ сокровища - золото Керченского историко-археологического музея находилось в этом черном чемодане. Оно при загадочных обстоятельствах исчезло в годы прошедшей войны. Но его поиски продолжаются до сего времени.
В январе 1926 года ...