Музыкальный фольклор долган

Страница 1

"Долганская музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой локальный вариант акустической культуры северных саха (якутов) и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов" (7. c.84). В области исследования музыкальной культуры долган занимались такие ученые как О. Добжанская, А. Самойлов, Г. Алексеева, В. Никифорова, Л. Масленников и Ю. Шейкин.

"Жанровую систему Долг М. составляют пять сфер" (7. с.84), такие как эпическая музыка, песни, обрядовая музыка, сигнальная система и фоноиснтрументы. В общем, долганский музыкальтный фольклор по совей природе имеет монодийный характер и относится к "сольно-песенным культурам раннего типа" (Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. - М.: Сов. Композитор, 1986. - 240с., с. 20). В научном издании Ю. Шейкина "Музыкальная культура народов Северной Азии", есть сведения о том, что эпическая музыка представляется сказаниями олонгко, где каждый персонаж имеет индивидуальную песенную характеристику. Песенные разделы - ырыа появляются в наиболее важные (ритуальные) моменты поведения персонажей. Существенные различия в мелодической характеристике персонажей составляют тональный уровень пения, ритмическая формулярность и "характер орнаментально-тембровой звукоподачи" (7. c.88).

В общем, в долганской музыкальной культуре "многолосное и ансамблевое пение отсутствует. Только круговые танцы хэйро и оьуохай исполняются при совместном пении, когда ведущему-запевале вторят все участники в унисон" (1. c.77). Из музыкальных инструментов бытует хамыс-баргаан, имитирующей пение птиц. Долганы интонируют в стиле кемегей ырыата или дьигиьитэн ыллааьын.

Кроме того, в системе песенной культуры долган отдельный пласт составляют туойсуу ырыата - песни-обращения юношей и девушек друг к другу, что выполняет важную роль в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде. "Среди людей пожилого возраста широко распространены песни размышления о прожитой жизни, людях, окружающей природе и др." (7. c.85). Есть еще колыбельные песни, которые сохранились в виде баюканья ребенка - бээйдээьин.

"Звукоподражательные сигналы долган отражают специфику музыкально-экологического отношения к окружающей их звуковой среде. Наиболее интересными сигналами можно признать звукоподражания кукушке, куропатке, утке и др." (7. c.85)

"Как отмечают исследователи, главной особенностью долганской музыкальной культуры является её синкретизм, возникший из обрядов, ритуалов. Обряды и ритуалы, в свою очередь, построены на четырех вокальных традициях, объединенных пением и сигнальным интонированием:

звукоподражание голосам птиц, зверей и домашних животных, основанное на сигнальном интонировании;

шаманское камлание ойуун кыырыыта, значительную часть которого занимает пение;

- круговые танцы хэйро и оьуокай с пением, близким сигнальному интонированию в звукоподражаниях;

- песня ырыа - вокальное интонирование" (1. c.78).

Ученый музыковед из народа Саха Алексеева Г.Г. в своем научном издании (1), из синкретизма вокальных традиций складывает следующие традиционные жанры долганского музыкального фольклора: шаманское камлание ойуун кыырыыта, круговые танцы хэйро и оьуокай, песня ырыа, героический эпос олонгко и инструментальная музыка на хамысе-баргаане, которые бытуют и до настоящего времени.

"К жанрам традиционной культуры долган не относятся звукоподражания. "Они вписываются в систему культуры, но за пределами этнической сонорики не практикуются, поэтому обнаруживаются практически во всех жанрах культуры" (Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Сибири. Сравнительно-историческое исследование инструментов, звукоподражаний, песен: Автореф. дис. …доктора Искусствоведения. - Якутск, 2001. - 50 с.). Звукоподражания, безусловно, также составляют контекст долганской песенной традиции" (1. c.79).

Cовременный долганский песенный фольклор классифицируют на три группы, которые включают в общем числе десять жанров. Первая группа - это обрядовые песни, куда входят свадебные курум ырыата и алгысы - благожелания.

Ко второй группе относят бытовые песни бэтиэхтээьин или тыын былдьаьыы - перехват дыхания, колыбельные, трудовые, дорожные суол ырыата, шуточные и частушки, приветственные.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

О формах обмундирования терского казачьего войска
Формы одежды Терских казаков неоднократно изменялись в истории казачества, но к началу ХХ века они приняли более или менее упорядоченный вид, что явилось результатом многочисленных приказов по Военному ведомству /ВВ/ и по Главному управле ...

Кулачный бой в культуре донских казаков
Как отмечает Т.А.Бернштам, едва ли не единственным видом мужского союза с некоторыми архаичными формами ритуализированного – военного/борцовского – поведения в мирной бытовой ситуации предстает организация кулачного боя(1). По мнению А.М. ...

Самара и её окрестности
Самарский городок, с начала своего строительства в 1586г., являлся поселением с преобладанием великорусского населения. Пути формирования его жителей были самыми различными. Подавляющее большинство горожан относилось к служилым людям мест ...