Трансформация местного самоуправления в России и на Ставрополье в середине XIX – начале XX вв.
Заинтересованность государства в стабильности Кавказского региона обусловили его повышенное участие в делах призрения на Ставрополье. Участие в работе приказов общественного призрения не только государственных чиновников, но и представителей сословий явилось попыткой совмещения государственного управления и общественной инициативы в деле осуществления призрения. Основным недостатком созданной структуры было отсутствие центрального координирующего органа, а также отсутствие представительств приказа в уездах.
С отменой крепостного права в России и окончанием кавказской войны в 1864 г. начался период ускоренной колонизации и широкого экономического освоения Северного Кавказа. Переселившимся крестьянам никаких льгот не предоставляли. Во второй половине XIX века на Северном Кавказе появляется особый тип крестьянской бедноты из части переселенцев, который получил название «иногородних».
Законом 1889-1892 г. был введен институт земских участковых начальников. Законодательство 80-х - начало 90-х годов XIX в. ограничило автономию самоуправления.
Ставропольская губерния в XIX - начале XX вв. была типичным аграрным районом юга России. Ставропольское крестьянство не испытывало тех трудностей от малоземелья, как это была в черноземной полосе, помещиков здесь было мало. Правительству и органам местного самоуправления предстояло решить аграрную проблему. На Ставрополье решение этого вопроса, прежде всего, требовало положение иногороднего населения, которое было лишено земли и прав. Революция 1905-1907 гг. показала, что этот вопрос нельзя откладывать.
Основным законодательным актом, обусловившим коренной поворот в аграрной политике правительства, стал Указ 9 ноября 1906 года, по которому крестьянам предоставлялось право выйти из общины, укрепив за собой в личную собственность надельные земли.
Закон о введении земских учреждений в Астраханской, Оренбургской и Ставропольской губерниях был издан 9 июня 1912 года. Они вводились с 1913 г. Первая половина года в губернии была посвящена подготовке и проведению выборов уездных гласных. Формирование земских учреждений завершилось в августе 1913 г.
Решая проблемы социальной сферы уездные и губернские гласные стремились в максимально сжатые сроки сравняться со старыми земскими губерниями в обеспеченности медицинским обслуживанием, постановке просвещения и т.д. Вначале запланировали, а когда посчитали средства, то оказалось, что их по уездам нужно в 4-6 раз больше, чем до этого собиралось. Они пошли по пути определения предстоящих дел, а не от финансовых возможностей.
Главным источником поступления средств, для финансирования намеченного, были земские окладные платежи, основная тяжесть которых легла на крестьянство, пользовавшееся надельной землей. Сначала крестьяне отнеслись к введению земства равнодушно. Так продолжалось до того времени, пока не дошло до раскладки окладных платежей. Резкое увеличение окладных сборов вызвало среди крестьян недовольство земством. Крестьяне отказывались их платить, и в связи с этим стали возрастать недоимки.
Земство вынуждено было сокращать расходы, прежде всего в социальной сфере, что вызывало недовольство населения земством, которое непосредственно на себе ощущало недостатки в работе школ, медицинских учреждений и т.д. Не имея широкой поддержки населения и лишившись последних средств, земство на территории Ставропольской губернии к февралю 1918 г. прекратило свою деятельность.
Популярные материалы:
Тульские фабриканты
В конце XIX века крупными конкурентами Баташевых были И. Ф. Канырзин и его наследники, братья Шемарины, Воронцовы и другие. Самоварная фабрика И. Капырзина была основана в 1860 году.
К началу XX века на паровой самоварной фабрике наследн ...
Казачество Юга России как общинная территориальная самоорганизация
Казачество в России имеет будущее именно как союз низовой общинной территориальной самоорганизации духовно свободных людей. Но при этом неизбежны и полемика, и борьба взглядов. Но эта полемика не должна становиться деструктивной и приводи ...
Региональный компонент географии в школе
Изучение своих корней, мест своего проживания, их физическое местоположение, экономическое, социальное, демографическое состояние необходимо знать не только на уровне России, но и на региональном уровне как в образовательном плане, так и ...