Застройка города
Строительство доходных домов заметно увеличилось в 1820-е гг. Вскоре они стали основным типом в застройке центральной части города. В отличие от особняков, доходные дома занимали фронт красной линии, а нередко и весь периметр участка. В средней части лицевых корпусов, обращенных к улице, устраивались проезды во двор. Во фланкирующих стенах появлялись нищи, филенки, картуши, сами стены иногда расписывались и часто расчленялись пилястрами, полуколоннами, потолок решался в виде свода.
Ядром, средоточием всей общественной жизни жильцов дома являлся двор. Именно в его сторону обращались входные двери квартир, которые защищались от солнца и ветра, от дождя и снега открытыми галереями. Эти широкие галереи, будучи сезонной жилой площадью, в то же время позволяли варьировать состав и количество квартир без каких-либо серьезных переделок конструкций здания. Галереи были разнообразными по форме и размерам: каменными или деревянными, колонными или арочными, с массивными балюстрадами или с легкими ограждающими решетками. Обвитые коврами вьющейся зелени, прорезанные косыми линиями лестничных маршей, обрамляя дворовые фасады как лицевого корпуса, так и флигелей, они составляли очень поэтичную и впечатляющую композицию. Поверхность двора обычно покрывали твердыми сортами местного ракушечника, так называемого дикаря, укладывавшегося вверх своими торцевыми гранями. Это весьма несовершенное замощение дополнялось темно-синими дорожками из квадратных плит вулканической породы, которые привозились в одесский порт в качестве балласта торговыми кораблями. Кроме того, двор засаживали деревьями, преимущественно белой акацией. Водопровода еще не существовало, рыть колодцы было безнадежно из-за низкого уровня залегании водоносных слоев. Поэтому распространилась известная еще в древние времена форма накопления и хранения воды в цистернах. Так назывались большие подземные резервуары, дно, бока и своды которых выкладывались из кирпича или прочного камня и тщательно оштукатуривались. Дождевая и талая вода стекала с односкатных крыш по водосточным трубам и при помощи подземных лотков наполняла цистерну. А над ней устраивалось небольшое кувшинообразное мраморное ограждение и металлическая узорная станина для вертела, поднимающего ведра. Немало доходных домов отличалось выразительным внешним обликом. Среди них можно отметить здание на ул. Пушкинской, 13, которое было построено в 1821 г. Оно ценно и как место пребывания великого А. С. Пушкина, жившего в Одессе в 1823-1824 гг. Мерный ритм поэтажных членений, слегка выступающие ризалиты, пологая арка проезда - все дышит спокойствием и уютом. Немногочисленный декор слегка оттеняется белым цветом на фоне желтой стены. Выразителен облик дома на ул. Ланжероновской 3. Здесь выделен центральный объем, возвышающийся над боковыми крыльями. Его средняя ось подчеркнута проездной аркой ворот и глубокой трехарочной лоджией, которая напоминает архитектурные образы Италии. Со стороны двора ранее была устроена эффектная галерея, поддерживаемая спаренными колоннами тосканского ордера.
С середины 1830-х гг. увеличилась этажность доходных домов и изменилась их архитектура. Канонические формы классицизма и ампира превращались в набор декоративных элементов. Нередко можно увидеть и избыточность декора, свидетельством чего являются многие дома, построенные по проектам архит. К. О. Даллаква, в частности здание на углу просп. Александровского и ул. Троицкой. И даже такие видные мастера, каким был Ф. К. Боффо, оказались не в состоянии возродить былую жизненность форм классики. Это подтверждает архитектура собственного дома зодчего в пер. Театральном, где ради монументальности портала значительно увеличена высота проезда. Изменение стилевой направленности было повсеместным, в связи с чем в 1840 и 1843-1847 гг. правительство выпустило новые серии типовых проектов. Примером их применения в Одессе может быть выстроенный в 1845 г. архит. И. С. Козловым дом на ул. Ямской , 66. Трактовка этого здания как античного храма производит крайне странное впечатление. Интереснее выглядели доходные дома, разработанные по индивидуальным проектам в формах ренессанса, свидетельством чего является здание на ул. Полицейской, 19, построенное в 1849 г. архит. И. С. Козловым. В том же 1849 г. по проекту архит. Ф. О. Моранди в стиле ренессанса был возведен дом на ул. Пушкинской, 19. Ритм арочных окон между рустами первого этажа, коринфские пилястры в простенках второго, изящная орнаментика фриза, четкая прорисовка карниза и балюстрады - все создавало впечатление гармонии.
Популярные материалы:
Время празднования святок
Святки начинаются в России с Рождества Xристова и продолжаются до крещенского сочельника. С присоединением Малороссии к России, в половине XVII в., малороссияне начали мало помалу заимствовать некоторые святочные обряды от русских.
Святк ...
Белорусы – это ославяненные балты
этнический белорусский балт княжество
Новый период в этнической истории Беларуси определился примерно с середины I тыс. н.э. и начался он с расселения и закрепления на белорусских землях восточнославянских племен дреговичей, радимичей и ...
1800 - 1870 года
Самара росла и к 1820 г. население составляло 5179 человек, 784 жилых двора. В 1820 году в Самаре было построено первое каменное жилое здание. Но уже к 1830 году в Самаре было 20 каменных домов.
В 1839 г. в Самаре насчитывалось 10530 жит ...