Заключение

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

-традиционная обрядность мордвы представляет собой самобытное явление, имеет корни, восходящие к глубокой древности, и является неотъемлемой частью народной культуры. Являясь отражением общественно-бытового уклада, трудовой деятельности, знаний о жизни и природе, эстетических, нравственных представлений народа, обряды являются важным фактором сохранения и развития этнического самосознания мордвы;

- в этнографической науке имеется множество точек зрения о критериях классификации традиционных обрядов; в данном исследовании рассматриваются календарные – связанные с трудовой деятельностью (а именно - с земледелием) обряды и праздники мордвы;

- в основе всех общественных и семейных праздничных обрядов мордвы лежат хозяйственные занятия, и прежде всего земледельческая деятельность; земледелие издревле было основным занятием мордвы, поэтому обряды земледельческого цикла занимали ведущее место в ее культуре.

Во всех традиционных праздниках мордовского народа мы видим сочетание христианских элементов с языческими, и почти во всех языческое сочеталось в большом количестве. Следует отметить, что ни одно общественное или семейное мероприятие не обходилось без проведения моляна зимнего, весенне-летнего или осеннего сезона с определенным ритуалом, который включал в себя и религиозно-магические обряды, и словесно-заклинательные песнопения, и музыку.

Народные праздники мордвы были тесно связаны с ее жизненным укладом. Они привлекали людей не только своим магическо-утилитарным назначением, но и зрелищностью, интересом к определенному сюжету, желанием каждого человека повеселиться, показать свои способности в плясках, хороводах, песнях. Полный цикл земледельческих праздников

полностью отмечался примерно до начала XX века. Они являлись своеобразными вехами, которые делили трудовой год крестьянина на определенные периоды. Теперь они утратили эту функцию регулятора трудовых процессов, их число намного сократилось. Многие традиционные праздники сейчас преобразуются в праздники проводов зимы, встречи лета, Нового года, праздники урожая и т.п. То есть постепенно из сезонных обрядов выветривалось прежнее их содержание, некогда вполне серьезное и даже жизненно важное, и они превращались в чисто увеселительные действия или даже в детские развлечения. Старый магический смысл обрядов и лежащие в их составе хозяйственные мотивы забываются.

Традиционные обычаи и обряды несут в себе огромный гуманистический потенциал. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа, приобщения молодежи к культуре предков, богатой и самобытной, а через это и к общечеловеческим ценностям.

Выпадение обрядовых ценностей из культурного комплекса народа негативно отражается на целостности этноса. Поэтому культуру предков надо сохранять для будущих потомков.

В последнее время много пишут и говорят о сохранении духовного наследия мордовского народа, в том числе его лучших обычаев и традиций. Много делают в этом плане Институт национальной культуры, Поволжский центр культур финно-угорских народов и другие учреждения культуры Республики Мордовия. В программу всех учреждений образования включен национально-региональный компонент. Главным на сегодняшний день является решение вопросов сохранения и развития самобытности, традиций, языка, культуры, образования мордовского народа.

Популярные материалы:

Традиционная архитектура
Вепсская изба обычно строилась на высоком подклёте - нижнем этаже избы, в котором размещался погреб. Стены делались из брёвен лиственничных пород. Особенностью вепсских домов являлась т – образная планировка, то есть под одну крышу в одну ...

Творчество
Традиционно ведущее место в устном народном творчестве киргизов - это эпический жанр, жемчужиной которого является героический эпос - трилогия "Манас", рассказывающий о подвигах богатыря Манаса, его сына Семетея и внуке Сейтека. ...

Белорусы – это ославяненные балты
этнический белорусский балт княжество Новый период в этнической истории Беларуси определился примерно с середины I тыс. н.э. и начался он с расселения и закрепления на белорусских землях восточнославянских племен дреговичей, радимичей и ...