Механизмы этнической символизации. убийство, сублимации и символизация

Материалы » Основы этнопсихологии » Механизмы этнической символизации. убийство, сублимации и символизация

Страница 3

Это именно то, что уже известно из психологии атрибуции: человек приписывает свои успехи собственным положительным чертам, а неудачи — "объективным обстоятельствам". При оценке же врага и его действий тенденция эта переворачивается: его успехи — результат случайных и благоприятных обстоятельств, а поражения — следствие его личных недостатков.

Китайские летописцы здорово владели этим механизмом, что свидетельствует о том, что эти закономерности психики хорошо работают и на этническом уровне. В той мере, в какой личность идентифицирует себя со своим этносом, в той же мере она успехи своего этноса приписывает его положительным чертам, а неудачи и поражения — внешним обстоятельствам. Мы уже немало знаем о том, как выражаются на этническом уровне возникающие при неудачах когнитивный диссонанс, внутренняя и внешняя атрибуция, самооправдание и другие защитно—адаптивные механизмы, которые участвуют в процессе сублимации своего этноса, его истории и культуры. Эти идеи в дальнейшем следует конкретизировать при описании психологических "портретов" разных народов.

Мы, таким образом, естественным ходом наших рассуждений приблизились к еще одному важному качеству патологически сублимирующих людей — это их нарциссизм - самовлюбленность. Нарциссизм сам по себе является очень интересными сложным психическим образованием. Это тот случай, когдався история любви человека, все его либидо, обращается на самого себя. Но опасность нарциссизма состоит не в том, что вкаждом этносе есть отдельные люди с таким комплексом. Два обстоятельства заставляют нас обратить на это явление пристальное внимание: 1) нарциссизм может стать этническим качеством; 2) нарциссизм индивида или группы сочетается с сильной внешней агрессивностью. У нарцистической личностиочень низкий порог толерантности (терпимости) к фрустрациям:как только ее потребности не удовлетворяются, она приходит в гневливое состояние и готова совершить агрессивные действия.Такими внешне—агрессивными нарциссами были Гитлер, Сталин и другие диктаторы, у которых нарциссизм оочетался с паранойей. Агрессивность нарцисстической личности может подниматься до уровня садизма, в том числе сексуального.

Наконец, у людей и групп, осуществляющих патологическую сублимацию, имеется болезненная страсть выглядеть цивилизованными, "европейцами". С этой целью они создают расовые теории о своем арийском происхождении. Происходит поверхностная идентификация с теми, кому хочется уподобляться, наблюдается подражание внешнему поведению. Странным образом у таких людей и этносов сочетаются нарциссизм и поклонение перед чужими — более сильными и цивилизованными. Поэтому мы считаем, что это по существу маргинальные этносы, которые по логике механизма образования обратной реакции не только ассимилируются, но и сопротивляются этому процессу описанным иррациональным способом.

Следствием такой тенденциозности явилось то, что создалось ложное представление, будто носителями цивилизации были только инки: они представили себя в роли носителей цивилизации, до прихода которых в Южной Америке будто бы была абсолютная культурная пустота. И действительно, в настоящее время о доинкской истории Америки не осталось ни одного письменного свидетельства и исследователи только путем археологических раскопок стремятся получить о ней какие—либо сведения. Вот вам и реальный пример криминальной патологической самосублимации этноса, приведшей к плачевным для цивилизации результатам.

Антисублимации - это то явление, когда фрустрированная личность, не имея возможности сублимировать свои фрустрированные желания, т.е. не сумев поднять уровень своей активности, непроизвольно идет в противоположном направлении: еще больше снижает уровень своего поведения и познавательных процессов. Антисублимация имеет самые различные выражения: воровство, хулиганство и хамство, наркоманию, пьянство и т.п.

Люди, у которых под влиянием фрустраторов легко начинается процесс антисублимации, по—видимому, в значительной степени потеряли свои нормальные адаптивные механизмы. В тех обществах, в которых люди хронически лишены возможности нормального удовлетворения своих потребностей, распространяются различные формы так называемого "отклоняющегося" поведения, которые в психологическом смысле являются антисублимациями. Это насильственные преступления вплоть до убийства, дискредитация людей из—за зависти, разбойничество, хулиганство, неврозы и психозы, различные виды чрезмерной словесной агрессии и т.п.[6]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Популярные материалы: