Основание городов и острогов на территории Красноярского края

Материалы » Хозяйственная жизнь города Красноярска и уезда в XVII веке » Основание городов и острогов на территории Красноярского края

С первых дней острогу Красный Яр пришлось оружием и дипломатией утверждать право на свое существование.

До конца XVII века русские деревни и пашни так и не смогли продвинуться южнее устья Маны. Сам Красный Яр неоднократно подвергался осадам. Главный киргизский князь Иренек передавал красноярскому воеводе через посла в 1665 году:

«На Красном Яру скажи воеводе, чтобы де с качинцев, и с аринцев, и с канских, и со землиц и улусов на Сенгу (джуигарского правителя) ясак велел давать, а будет ясаку не велит воевода дать, и я буду с калмыки, и с киргизы, и с тубинцы, и с алтырцы под Красноярской острог и уезд с воинскими людьми войною»[1].

Долгое время лишь небольшие укрепления -- острожки охраняли дальние подступы к Красноярскому острогу. С запада в 1641 году поставили Ачинский острог, вероятно, около современного села Сереж. В 1682 году этот острог был перенесен/на место современного города Ачинска. С востока в 1618 году построили Канский острог (на месте нынешнего села Комарове). В 1626 году острог также, перенесли на место современного города Канска. В 1645 году воздвигнут острог Караульный (теперь в зоне затопления Красноярского водохранилища). Гарнизоны этих укреплений состояли из ежегодно сменяемых казаков-годовалыциков. Окладников А.П. Открытие Сибири. 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1981.

К концу XVII века основная территория Приенисейского края была присоединена к России. Однако вооруженное сопротивление енисейских киргизов прекратилось лишь в начале XVIII века. В это время Россия напрягала все свои силы в борьбе за Балтику. Нуждаясь в огромных средствах, Петр I потребовал от сибирских воевод решительных действий и полного обложения ясаком племен южной Сибири. Трудовое коренное население все чаще брало сторону русских, надеясь освободиться от разорительного многоданства. В 1701--1704 годах общими военными силами Красноярска, Томска, Енисейска и Кузнецка енисейские киргизы были разбиты. Некоторые князцы, принуждаемые Джунгарией, насильно переселили в 1703 году своих родовичей в предгорья Тянь-Шаня. Остальные присягнули русскому царю и стали вносить ясак. Для защиты присягнувших хакасов в 1787 году был поставлен Абаканский острог (бывшее село Краснотуранское, ныне в зоне Красноярского водохранилища).

Петр I предпринял попытку сразу же закрепиться в Засаянье. Красноярцев обязали на территории современной Тувы построить два острога и содержать в них гарнизоны. Это принесло бы казакам дополнительные тяготы, поэтому красноярцы ограничились строительством в 1728 году одного лишь Саянского острога у подножия Западного Саяна, всего в 60 верстах от Абаканского острога (на месте нынешнего города Саяногорска, близ Саяно-Шушенской ГЭС).

Граница русских владений по верхнему Енисею окончательно была установлена в 1718 году Кяхтинским договором с Маньчжурией. Она прошла по безлюдным вершинам Западного и Восточного Саяна. Окладников А.П. Открытие Сибири. 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1981.

Присоединение Приенисейского края имело для местного населения огромное прогрессивное значение. Навсегда было покончено с грабительскими набегами монголов, калмыков и многоданством. Народ получил возможность мирно трудиться.

Популярные материалы:

Особенности мужского костюма семейских
Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки, и штанов с широким шагом. Рубаха шилась долгой, со скошенными бочками и рукавами, из дабы или далембы, праздничные – из китайской чесучи красного, синего, желтого цветов. Рубаху носили навып ...

Историография
Об этой теме писали историк и еврейский историк Иосиф Флавий[1], и русский исследователь минувшего столетия В. Кондараки[2]. Сведения о евреях Причерноморья приведены в статьях Э. Соломоник и Д. Даньшина[3], Филологи Петербурга которые об ...

Процесс возрождения казачества: основные этапы
Развитие казачьего движения за последние двадцать лет можно разделить на два периода. Сначала, в первой половине 1990-х гг. было массовое движение снизу. Тогда широкие массы видели в казачьем движении значимую духовную и социальную основ ...