Становление этнологии как науки
XX век по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно возрастающие темпы культурно-исторического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально-освободительные движения. Конкретными результатами этих процессов являются обретение государственной самостоятельности Норвегией и Ирландией, Польшей, Финляндией, странами Балтии, возникновение национальных государств в Центральной Европе и на Балканах в результате развала Австро-Венгерской империи после первой мировой войны.
Распад колониальной системы ведущих капиталистических государств после второй мировой войны привел к образованию целого ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индокитае, Африке. Все это прямые свидетельства, указывающие на интенсификацию действия этнических процессов в современной истории. Наконец, центробежные тенденции, появившиеся в 90-е годы и приведшие к образованию группы национальных государств вместо бывшего СССР,
а также трения и конфликты на этнической почве и с этнически политическим оттенком, которые периодически, на протяжении десятилетий то затухают, то обостряются в самых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира (например, противоречия между фламандцами и валлонами в Бельгии, между франко- и англоканадцами в Канаде), убедительно показывают, что этнический фактор чрезвычайно актуален сегодня.
Этот всплеск этничности требует от этнологии ответа на вопрос о его причинах, построения теоретической модели этнических процессов. При этом актуальность этнологических исследований определяется не академическими интересами ученых, а требованиями реальной политики. Сегодня вместо глобального противостояния сверхдержав возникли многочисленные региональные, национальные и этнические конфликты, каждый из которых потенциально может стать очагом новой большой войны. И если в прошлом веке сбор этнографических материалов о традициях и обычаях «нецивилизованных» народов способствовал прежде всего усовершенствованию системы колониального управления, то современная историческая обстановка требует от этнологии изучать не только традиционные, но и модернизированные общества, которые в своем большинстве являются полиэтническими, а решение этнических проблем - залог выживания человечества.
Обобщая сказанное, следует отметить, что в течение XX
века в рамках этнологии был сконцентрирован богатейший эмпирический и теоретический материал. И не только благодаря научному переосмыслению и переоценке многочисленных и разнообразных исторических данных. Основными источниками вновь систематизированных данных стали результаты многочисленных полевых исследований, и если в первой половине столетия исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах, то со второй половины столетия ситуация коренным образом меняется. Стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по вопросам из самых разных сфер общественной жизни становятся необходимыми для решения политических, экономических и социальных проблем. Они также эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. Соответственно, этнологические исследования в последние десятилетия стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований.
Популярные материалы:
База отдыха "Лотос"
Обилие солнца и тепла, степной морской воздух, солнечные и морские ванны, обладающие лечебными свойствами, оздоровительные спортивные мероприятия, а также изобилие фруктов и овощей порадуют Вас и ваших детей на базе отдыха "Лотос&quo ...
Войны с коренными
народами
Первые контакты русских с чулымцами, по сведениям Г.Ф. Миллера, примерно соответствуют по времени основанию Томска:
«Князец чулымских татар Исек, Мелесского рода, за много лет перед тем, когда ясак с реки Чулыма вносился еще в Сургут, до ...
Семантические функции костюма семейских Забайкалья
Традиционную одежду повседневно носили большинство семейских женщин среднего возраста и пожилого. Девушки и женщины наряжались по праздникам в старинные одежды, бережно хранили и передавали из поколения в поколение. В настоящее время оста ...