Становление этнологии как науки

Страница 2

Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 году Парижского общества этнологии. Однако это событие сразу же было ознаменовано началом острой научно-теоретической дискуссии различных направлений и школ о предмете, целях и месте данной науки. В определенной мере эти споры не прекратились и сегодня. Среди них одним из самых продолжительных и интенсивных стал спор о содержании и смысле самого названия рассматриваемой научной дисциплины. В результате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная и пестрая картина значений и интерпретаций понятия «этнология».

Середина XIX века оказалась весьма благоприятным временем для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территориальной экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем непохожими на их собственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология, и поэтому новая наука пользовалась поддержкой своих правительств. В то же время в зависимости от политических и экономических интересов разных стран развитие этнологии в Англии, Германии, Франции, Австрии, США имело свои особенности.

Первоначально этнология развивалась как наука об «отсталых», т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий нашего столетия, когда стали появляться представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке и в настоящее время.

Развитие этнологии в Германии.Наиболее глубокие традиции наука о народах имела в Германии, где еще в 1789 году сформировалось научное направление Völkerkunde, ставившее своей целью изучение внеевропейских народов и культур. В 30-е годы XIX века для общего названия описаний всех других народов, сделанных немецкими путешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология». Примерно с середины XIX столетия понятия «Völkerkunde» и «этнология» стали рассматриваться как равнозначные. Оба они обозначали самостоятельную и сравнительную науку о человеческих культурах. Синонимическое тождество понятий «этнология» и «Völkerkunde» в немецкой науке сохраняется и в настоящее время.

Вместе с тем в немецкой науке о народах сложилось еще одно направление, получившее название «Völkerkunde» (народоведение), изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры. Это направление также сохраняется сегодня в немецкой науке.

Развитие этнологии в Великобритании.

Становление этнологии в англоязычных странах шло несколько иным путем. Наука о народах там развивалась как составная часть антропологии. Появление антропологии как биологической науки о природе человека ученые связывают с выходом в 1596 году в свет книги О. Гасманна с соответствующим названием. Бурное развитие антропологии происходило в XVIII веке благодаря колонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам. В XIX веке в развитых европейских странах стали появляться антропологические общества, целью которых было изучение многочисленных останков первобытных людей. И уже в середине XIX века на основе исследований черепов и скелетов неандертальцев была поставлена задача реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе антропологии появилось новое научное направление, получившее название социальной антропологии. В научный оборот это название ввел один из основателей английской этнологии - Джеймс Фрезер, который в 1906 году обозначил им свое направление этнологических исследований. Этим названием Фрезер хотел подчеркнуть отличие своих исследований от направления, которым занимался Эдвард Тайлор и которое уже тогда начинали называть культурной антропологией. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение и стало английским вариантом понятия «этнология». В настоящее время представители английской «социальной антропологии» ориентируют свои научные интересы на изучение различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Географические сведения о Каме
Кама – река в европейской части России, левый и самый крупный приток реки Волги. Занимает 6 место по протяжности в Европе. Длина её составляет 1805 км, площадь бассейна 507 тыс. кмІ. Берёт начало в центральной части Верхнекамской возвыше ...

Характеристика культурной жизни нижнетерского казачества в конце ХІХ – начале ХХ вв.
Развитие экономики, появление современных индустриальных производств требовало подготовки грамотных, образованных работников. Это обусловило постоянный подъем культуры и образования на Тереке. Поселения казаков на Нижнем Тереке играли важ ...

Водные биоресурсы - Калининградская область
Область располагает уникальными по своему рыбохозяйственному значению водоемами, в которых обитает более 50 видов рыб и морскими (до 40 наименований) видами. Наибольшее промысловое значение имеют треска, салака, килька, лещ, судак, сельдь ...