Топономика Калининградской области

Материалы » Наш край: Калининградская область » Топономика Калининградской области

Страница 23

Многое в этом неприкрашенном церковном сооружении, которое производило хоть какое-то впечатление только благодаря хорошим пропорциям и чистому исполнению, напоминает поначалу об идеях «деловитости» 20-х годов. Из-за прагматичного подхода в 20-е годы вполне могли бы себе вообразить и плоскую крышу над кубическим зданием. Однако теперь в начале 30-х годов вновь использовалась скатная крыша — явление времени, которое проявилось ещё до 1933 года (надо помнить, что проектирование началось до 1932 года). С другой стороны, многое напоминает о «сухом» конструировании 50-х годов, сопряжённом с надёжным профессиональным исполнением. Особенно это бросается в глаза при рассмотрении фотографий внутреннего пространства, опубликованных в «Строительном мастере» и в качестве перепечатки оттуда у Фрайманна.

Во время войны кирха получила серьезные повреждения. Башня имела большие пробоины от попаданий артиллерийских снарядов. Крыша также была повреждена. Сразу после войны кирху перестроил находящийся неподалёку Вагоностроительный завод под Дом культуры вагоностроительного завода, удлинив здание примерно на 2 метра на восток. Внутренние помещения также значительно перестроены.

Кирха Святого Семейства

Кирха Святого Семейства, сейчас — Концертный Зал Калининградской областной филармонии — католическая кирха Святого семейства (нем. Kirche "Zur heiligen Familie"). Построена в 1907 году по проекту архитектора Фридриха Хайтманна. В 1980 году подверглась реконструкции (архитектор — Павлел Горбач). 22 августа 1980 года в здании торжественно открыта Калининградская областная филармония.

Здание католической кирхи в Хаберберге является самым известным и значительным творением Фридриха Хайтманна. По первоначальному проекту здание кирхи должно было располагаться параллельно дороге своей продольной осью, при этом хоры должны были быть ориентированы на восток. Но стройплощадка была расширена и церковь была построена симметричной, что не характерно для творчества Хайтманна. Многие элементы здания, его планировка заимствованы у орденских церквей, долго изучаемых архитектором. В качестве основного материала использовался красный кирпич. Строительство проходило в 1904—1907 годах. Хайтманн полагал, что Кирха Святого Семейства должна быть семейным домом, в котором царил бы дух Христа и его земных родителей. В кирхе никогда не проводились панихиды, только обряды крещения и венчания. Иногда кирху называли Катеринен Кирхе, по названию располагавшегося рядом госпиталя Святой Катерины.

Архитектурное описание из книги Балдура Кёстера

Снаружи очень легко видеть все части здания: высокий церковный неф, хоры, громоздкая башня с её двумя фронтонами и четырьмя пристройками по впадающим углам (для ризниц и других помещений). Для оформления этих кубических форм Хайтманн использовал готический ступенчатый фронтон. Они была сделаны в качестве боковых завершений двухскатных крыш продольного нефа и в уменьшенной форме перед двухскатными крышами башни. Кроме того, такие же декоративные фронтоны возникли по четырём углам односкатных крыш. Многочисленные лестничные фронтоны, украшенные маленькими фиалами, вносят движение в строгость кубических форм; вверху на башне движение усиливается, там фиалы встречаются попарно. Карнизы под крышами и у башни выполнены достаточно неброско, в пилястрах фронтона и декоративных аркадах башни преобладают вертикальные элементы.

Типично готические формы декорации, как, например, ажурный орнамент, искать в этом здании бесполезно. В общем, и целом, это совместное сочетание основных простых объёмов и также простых и стремящихся последовательно вверх форм украшения и создают сооружение в стиле новой готики, которое как раз и не могло возникнуть в средние века, а соответствовало ощущению формы завершающегося XIX-го века.

Хоры кирхи

Простой, сделанный из простого формовочного камня, чуть вдающийся вглубь портал ведет через небольшое помещение перед входом в собственно вестибюль. Отсюда и был вход в высокую зальную церковь с её пятью пролётами. Стройные, восьмиугольные колонны делят пространство на средний неф и два одинаковых по высоте боковых нефа. Над ними начинаются красивые звёздчатые своды с нервюрами. Рёбра состоят из формовочного красного кирпича. Подпятные камни свода начинаются над пятами колонн, у стен над маленькими консолями. Поверхности стен покрыты штукатуркой, углы стен и триумфальная арка оформлены красным кирпичом. На чуть приподнятых хорах эти формы повторяются. Справа и слева от хоров раньше находились помещения ризниц.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24

Популярные материалы:

Аксессуары
Белорусский национальный костюм нельзя назвать целостным без таких важных деталей, как аксессуары, украшения и вышивка. Все эти элементы органично дополняют костюм и создают стиль, присущий только тому или иному региону страны. Они несли ...

Уездный город
В 1688 году указом Петра I самарской крепости был присвоен статус города. Самара стала не только военным форпостом, но торговым центром. Именно через Самару осуществлялась торговля России с Востоком. Постепенно, благодаря необычайно выгод ...

Археологические свидетельства использования огня на Троицком могильнике
В погребальном обряде мохэ существуют три основных способа захоронения: вторичный захоронения, первичные и обряд кремации. Все три способа существовал одновременно. В целом, по подсчетам исследователя Д.П. Болотина, обряд кремации занимае ...