Быт

Страница 1

Традиционные занятия - охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы - оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII-XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI-XVII веках. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес.

Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетеного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики). Распространены были изделия из бересты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия.

В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литье. Известны были им и доспехи. Манси и Ханты достигли также определенных успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси и ханты уже в древности использовали лодки - долбленки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.

Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Поселок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырехугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов - из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).

Пища - рыба, мясо (вяленое, сушеное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.

Образ жизни хантов, их основные занятия сложились в древности и почти в неизменном виде дошли до наших дней. Тип хозяйства рыболовов и охотников таежной зоны сформировался еще в эпоху неолита-энеолита (V-III век до н. э.). Помимо рыболовства и охоты ханты занимались оленеводством и собирательством. Четкого деления на рыболовов, охотников, оленеводов не было. В зависимости от времени года на первый план выступал тот или иной вид деятельности. Сезонная смена занятий начиналась в сентябре (позднее началом года стали считать январь).

У хантов были зимние и летние поселения. Зимой мужчины уезжали из дома в тайгу на охоту. Женщины оставались дома, ухаживали за скотом, вывозили из тайги мясо лося, завозили продукты для охотников. У юганских хантов, в отличие от салымских, были еще и весенние поселения, куда они перебирались всеми семьями в апреле, если еще стоял лед. В зимние юрты возвращались в конце августа. Для жителей юрт по среднему и верхнему Салыму путь от летников до зимников занимал две недели.

Ловля рыбы: запорами (перегораживание реки) - с сентября по март, сетями - как только вскрывалась река, с мая по август

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Из истории культурных связей ногайцев с терскими казаками и другими народами северо-восточного кавказа в XVIII-XIX вв.
На протяжении многих веков Северо-Восточный Кавказ привлекает внимание исследователей многоликостью региона, его полиэтничностью, языковой пестротой, разнообразием обычаев. Издавна народы региона поддерживали между собой тесные экономичес ...

Первые упоминания о казаках конец XV–первая половина XVII вв
С середины XV в. при описании боевых действий русских войск начинают упоминаться служилые казаки, составлявшие отряды пограничной стражи преимущественно из местного населения. В составе войска казачьи части появляются в середине XVI в. в ...

Народные художественные традиции празднования Троицы
Происхождение праздника, его архаические корни и христианский смысл. Троицкие народные гуляния. Ритуальная пища (яичница и др.). Березка как основной «символ» праздника, ее сакральное значение в традиционной народной культуре. Традиции ук ...