Основание Санкт-Петербурга

Материалы » Основание Санкт-Петербурга

Страница 2

В конце ХУШ века большой интерес для архитекторов приобретает возведение общественных сооружений. Дворцы становятся более уместными в пригородах. Тем не менее крупнейшие архитекторы того времени отдали дань этому типу сооружений и в городской черте. Однако им чаще приходилось строить не новые здания, а перестраивать уже существующие в соответствии с изменившимся вкусом хозяев. Так, например, на участке, принадлежащем Юсупову, в 1724 г. был построен деревянный дом, обращенный фасадом к реке Фонтанке. В середине ХУШ в. его заменило обширное каменное здание, решенное в стиле барокко. В регулярном саду, простиравшемся до Садовой улицы, были вырыты фигурные пруды, каналы, распланированы партеры и цветники. В 1790-х гг. Д.Кваренги перестроил дворец Юсуповых и создал вместо регулярного сада пейзажный. Он сохранил стены старого дома, но уничтожил детали обработки фасадов. Усадьба полностью изменила свой первоначальный облик и приобрела иной художественный смысл.

Если мы пройдем дальше по Садовой, то вблизи Никольского моста через канал Грибоедова увидим еще одно строение ХУШ века – Никольский рынок. Он был построен в 1788-1789 гг. План рынка обычен для торговых рядов того времени: рыночные корпуса, состоящие из одинаковых по планировке секций, располагались по периметру участка. Они объединялись галереей. На втором этаже находились конторы и склады. Никольский рынок отличается четкой прорисовкой деталей. Открытая аркада опоясывает все здание. Пройдем вдоль Никольского рынка и выйдем на границу Коломны – Крюков канал (бывший Никольский). Здесь, наверное, самое красивое место города, «очень питерское» по сути. Петербург - город мостов, рек и каналов. Здесь, на пресечении двух каналов, у трех мостов , больше всего чувствуется магия нашего города. И, конечно, украшением и доминантой этого места является Никольский (Морской) собор. Здесь крестили моего деда, маму, меня. Он был действующим все годы своего существования, он помнит Пушкина, декабристов, Жуковского, Грибоедова, Блока и других великих сынов и дочерей России .

Проект собора «в два апартамента со сводами» был разработан С.И.Чевакинским. Строительство началось в 1753 году. Окончание постройки относится к середине 1762 года. Двухэтажный собор увенчан пятью широко расставленными куполами. Все выступающие части здания декорированы группами колонн, стоящих на высоких постаментах. В архитектурной обработке фасадов Чевакинский широко использовал декоративную скульптуру.

Чевакинский ввел новый, не применявшийся его современниками мотив, заимствованный из древнерусского зодчества: все выступающие углы здания обработаны тремя колоннами, причем средняя колонна поставлена на самый угол, вопреки архитектурным канонам. Фасады собора богато декорированы. Это головки херувимов среди струящихся облаков, цветы и плавно изогнутые пальмовые листья. Совершенно неожиданно в культовом здании архитектор использовал элементы светской архитектуры; фасады собора, кроме восточного, украшены балконами с коваными узорными решетками .Во внутреннем оформлении нижней и верхней церквей Чевакинский проявил исключительную композиционную изобретательность и мастерство. Интерьеры собора похожи на праздничные дворцовые палаты. Особенно удачна по архитектурному решению полная воздуха и света верхняя церковь. Ее резной иконостас – один из шедевров русского декоративного искусства. Стоящая отдельно от собора на берегу канала четырехъярусная колокольня по красоте силуэта – одно из наиболее совершенных силуэтов этого рода в русском зодчестве ХУШ века. Три нижних яруса колокольни декорированы колоннами. Верхний же ярус колокольни играет роль барабана, увенчанного небольшим куполом и тонким изящным шпилем. В композиции колокольни зодчий использовал характерный для архитектуры барокко мотив: вогнутые поверхности стен нижних ярусов противопоставлены двум круглым в плане верхним ярусам.

При сооружении собора Чевакинский показал себя выдающимся градостроителем. Он поставил здание по оси большой проезжей магистрали. Собор замыкает перспективу улицы (ныне улица Глинки) и доминирует в ансамбле городской площади, четко ограниченной набережными двух пересекающихся под прямым углом каналов.

Если пойти мимо Никольского сада к улице Глинки, то попадешь на одну из красивейших площадей Санкт-Петербурга – Театральную. Почти на углу Театральной и ул.Глинки видим на стене мемориальную доску, на которой написано:»Здесь в январе 1820 года на квартире декабриста Федора Глинки состоялось совещание руководителей Союза Благоденствия, на котором впервые в истории русского освободительного движения было принято решение бороться за установление республики». Еще одна памятная надпись находится на доме 8 по Театральной пл., она посвящена тому, что в этом доме бывал А.С.Пушкин, являясь членом литературно-политического кружка «Зеленая лампа». Моя мама родилась в доме 12. Окна ее квартиры выходили прямо на площадь, где главное место занимает здание Мариинского театра, одного из самых красивых театров оперы и балета не только у нас в городе, но и в мире. У здания театра богатая история. Перестройку Михайловского театра, находившегося на месте сегодняшнего театра, осуществил Альберт Катаринович Кавос, помощник Карло Росси, в 50-е годы Х1Х в .Кавос работал в необарочном стиле, характерном для того времени. В 1840-х годах на месте театра было здание цирка. Было решено заменить невзрачное здание цирка капитальным строением, в котором будут соединены функции театра и цирка. В 1849 году состоялось торжественное открытие театра-цирка. Архитектура зрительного зала потрясала роскошью и блеском отделки. Места для зрителей располагались, в соответствии с традицией, полукругом , охватывая почти с трех сторон манеж, который был сделан круглым и там же располагалась сцена.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Традиционные верования манси и ханты
Верующие - формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов - покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология. Религиозные воззрения этноса, характерные для периода, ...

Символика льна в народных песнях
Люди возделывали лен еще в Эгейский период. На территории современной России он известен со 2 тысячелетия до н.э. «Лен 2000 лет до н.э. культивировали славяне из Вологды – при раскопках свайного поселения на р. Модлоне в Вологодской облас ...

О размерах усадеб Древнего Новгорода
Городские усадьбы, по образному определению В. Л. Янина, являлись "основными структурными ячейками" сложного организма. Среди вопросов, связанных с их изучением, особое место занимает выяснение размеров городских владений. Это о ...