Мотивы пленопродавства в южнороссийских казачьих песнях
Особой темой через фольклор проходит турецкий плен, хотя этнографическая специфика песен такова, что сейчас трудно уже понять идет ли речь о работорговцах турецкой национальности, или же под этим образом подразумеваются крымчаки, ногайцы, либо вообще кавказские горцы, которых часто в обиходе казаки называли «татарами», что вполне могло трансформироваться в народной памяти в определение «турок». Такова, например, кубанская казачья песня «Ой, он спал – не спал»:
1. Ой, он спал — не спал Да й опрокинулся, А на, третий день, Ой, у полудня, 2. Ой, устал, взглянул Да й на ту гору. Ой, на той горе Да й огонь горит. 3. Ой, над тим огнем Да й турок сидит, Ой, турок сидит Да й трубку курит. 4. Ой, трубку он куря Да й раскуривая, Ой, за поводы Да й коня он держал. 5. Ой, коник той Да й вороненький, |
Сиделице на нем Да й ореховое. 6.Ой, на сиделице Да й девка сидит, Ой, девка сидит Да й косу чешет. 7. Ой, косу чешет Да й гребенкою, Ой, а сама плачет Да й горькою слезой. 8. Ой, сама плачет Да й горькою слезой, Ой, не вернется Да й девка домой. 9. Ой, казак турка Да й кинжалом убил, Ой, а девчоночку Да й домой он пустил [9]. |
Таким образом, в казачьих песнях как в зеркале отразились процессы крымско-турецкого и северокавказского пленопродавства, в сферу которых попало в указанный период население Юга России.
Популярные материалы:
Развитие этнологии в России
В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях - русского народа, об особ ...
Павловск
Дворцово-парковый ансамбль Павловска является последней из летних резиденций (кон. XVIII - нач. XIX в.), созданных династией Романовых, но первой по величине и, наверное, по гармонии. Павловский парк — один из красивейших пейзажных парков ...
Молодые в календарной обрядности.
Среди праздничных послесвадебных посещений молодоженами родителей молодой особое место отводилось Масленице. Молодые ездили к ним гостить на три - четыре и более дней. Такая гостьба называлась у заонежан зятницей. Все основные обрядовые е ...