Истоки этностатусных конфликтов

Страница 2

.

Он определяет многосоставное общество, как общество разделенное «сегментарными различиями», религиозной, идеологической, языковой, региональной, культурной или этнической природы. В обществе этого типа «политические партии, группы интересов, средства коммуникации, школы, добровольные объединения имеют тенденцию к организации по линиям, повторяющим контуры существующих внутри общества границ. Группы населения, выделяемые на основе указанных различий, будут именоваться сегментами многосоставного общества».

Для обществ, сегментированных по различным значимым культурным характеристикам, утверждение демократических режимов является проблематично, поскольку демократия как власть большинства предполагает высокий уровень культурной гомогенности общества.

Однако, изучая политическое устройство многосоставных обществ методом компаративного анализа, А.Лейпхарт выделил условия, необходимые для установления демократического политического режима, преодолевающего социокультурную сегментированность. К ним относятся:

· «отсутствие такого сегмента, который представлял бы собой абсолютное большинство;

· отсутствие значимого социально-экономического неравенства между сегментами;

· примерно одинаковые размеры сегментов (численность групп), что позволяет обеспечить равновесие сил между ними;

· ограниченность числа групп, дабы переговоры между ними не превратились в слишком сложный процесс;

· относительно небольшой размер страны, что упрощает процесс принятия решений; наличие внешней опасности, способствующей усилению внутреннего единства;

· наличие общих, единых для всех сегментов общества ориентаций, смягчающих ориентации отдельных его сегментов;

· компактное проживание групп населения, составляющих сегменты, что позволяет при необходимости прибегать к федерализму, как к форме обеспечения их автономии;

· наличие исторических традиций достижения компромисса и согласия.

В этих условий преодоление этностатусных конфликтов возможно по модели демократического режима сообщественного типа (или согласительной демократии, как ее охарактеризовал Э.Кисриев). Ее формирование предполагает наличие следующих предпосылок:

1) большой коалиции (политические лидеры всех значительных сегментов многосоставного общества сотрудничают в управлении страной);

2) взаимного вето (право меньшинства накладывать вето на решения, принятые большинством и затрагивающие жизненные интересы меньшинства);

3) принципа пропорциональности (пропорциональное распределение постов в системе государственной службы между представителями различных сегментов);

4) автономии сегментов (т.е. самоуправление меньшинств в сфере своих исключительных интересов).

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Становление белорусской нации – как самостоятельного народа в Европе
С развитием феодальных отношений древнерусское государство - Киевская Русь начинает дробиться на самостоятельные в политическом отношении небольшие княжества, что, однако, не порывает их материальных и духовных связей с русскими княжества ...

Усольские промыслы
Предприятия по обработке кожи в начале века были разбросаны по всей иркутской области. Но, особенно, большое развитие получило именно в Усолье и близлежащих селах. Существовало несколько типов предприятий ремесленного типа. Например, в Ма ...

О чести и достоинстве горцев
У Магомед-Эфенди Османова — автора дореволюционного периода есть стихотворение, которое так звучит: Не теряй мужчина чести, Не сберег ее,— беда. Честь — цветок, на грязном месте Не цветущий никогда. Здесь уздень, в чести сила, Честь ...