Сяо в семье
Символом кланового единства был родовой храм предков с молельными и храмовыми землями, отчуждать которые считалось недопустимым. В эти храмы в дни торжественных праздников собирались все члены клана, подчас сотни сородичей. Очень популярным было совершать обряды в новогоднюю ночь.52 После ритуальной части на собраниях в храмах решались и деловые вопросы. Принято было выносить на суд родственников все заботы, как гражданские и имущественные, так и интимные: не было ничего своего, личного, чего не должны были бы знать семья и клан.53
И в семье, и в обществе в целом любой внимательный глава семьи, важный чиновник императора, всегда представлял собой, прежде всего, социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно. Это означало бы "потерять лицо", а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. И если сынки богатых родителей в молодости могли позволить себе протранжирить отцовские деньги, то это бывало лишь эпизодом в их жизни, не более. Строгие нормы культа героев и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности в детстве. Человек с первых лет жизни привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обязательным для всех.54
Считалось, что клановые узы связывают воедино родственников на протяжении пяти поколений. Все потомки всех ветвей клана, включая и простолюдинов, обычно созывались по случаю важных событий: обряд надевания шапки (инициация юноши), свадьба, траур.55 Кланы, имеющие длительную историю, высоко чтили своего основателя (цзу).56
Если кто-либо из представителей боковой линии оказывался основателем процветающего клана, то именно он со временем становился цзу, его наследники по прямой линии образовывали основную линию (да-цзуи), а все остальные опять-таки были вынуждены довольствоваться статусом родни по боковой линии (сяо цзуи).
Клановое родство лежало в основе всей социальной и политической структуры, причем крепилось оно не только связанными с жертвами предкам ритуальным церемониалом, хотя он и имел колоссальное значение. Очень важным для крепости клана был счет родства – фактор, идеал которого восходит к самым ранним эпохам истории человеческого общества.57
Несмотря на многие причины разложения, китайская семья остается сплоченною и прочною. Эта прочность не опирается здесь, как в других странах, на исключительное и приблизительно равноправный союз отца и матери. Она основывается, прежде всего, на священном характере отеческой власти. И если вспомнить Конфуция, можно выделить пять наиболее значимых для жизни китайца и общества отношений: отец – сын, старший брат – младший брат, муж – жена, друзья, и наконец, играющие немаловажную роль, император – министры.58
Популярные материалы:
Географическое положение и краткая характеристика города Баймак
Баймак — город в России, административный центр Баймакского района Башкортостана. Население 16,9 тыс. чел. (2008 год). Город расположен на восточном склоне Южного Урала, в отрогах хребта Ирендык, в верхнем течении реки Таналык (бассейн Ур ...
Танцевальная культура ительменов, коряков, чукчей и юкагиров
Ительмены
Вначале XVIII в. ительмены занимали южную часть полуострова Камчатка. По языковым особенностям они делились на три группы – северную, южную и западную. Северная – самая многочисленная – обитала по р. Камчатке и восточному побер ...
Община и русская крестьянская семья в Сибири
В структуре сельского общества Сибири феодальной эпохи выделяется прежде всего волостная община — идентичная в главном крестьянским волостям других районов, но обладавшая некоторыми локальными особенностями. Местная волостная община, как ...