Сяо в семье

Страница 1

Культ предков предполагал почитание как мертвых предков, так и живых родителей. Свидетельства сыновней почтительности обнаруживаются на всем протяжении китайской истории, хотя обозначающий это ношение иероглиф, как ни странно, в древнейших письменных источниках – вырезанных на костях изречениях оракулов – не встречается.

Однако уже на бронзовых сосудах, которые датируются первым тысячелетием до н.э., один китайский ученый, опубликовавший свое исследование в 1974 г., насчитал 64 надписи, содержащие иероглиф, означающий сыновнюю почтительность. Встречается он там, где речь идет как о здравствующих членах семьи (родителях, братьях), так и об умерших.17

В настоящее время трудно определить, что понимали под словом "почтительность" в Древнем Китае: сохранилось слишком мало текстов, касающихся подробностей жизни и быта китайской семьи, скажем, в первом тысячелетии до н.э. Однако, некоторые древние рукописи все же дают определенное представление о том, как в далеком прошлом китайцы относились к своим родителям.

Воссоздаваемая с их помощью картина в целом не так уж сильно отличается от той, которую мы наблюдаем сегодня. Так в стихотворении под номером 202 из "малых од", входящих в "Книгу песен", трогательно описывается горе сироты, оплакивающего смерть своих родителей, а в "Книге исторических преданий" ("шаншу) имеется целый ряд упоминаний сыновней почтительности, самое важное из которых находится в "обращении КАНГУНА". В отрывке, который имеется ввиду, непочтительные дети приравниваются к "злейшим преступникам", в самых резких тонах осуждается грубое поведение и говорится, что неблагодарный сын "жестоко ранит сердце отца".18

И все же в самых ранних рассказах о почтительных сыновьях и дочерях есть нечто такое, что людям других цивилизаций трудно понять и во что еще трудно поверить. В этом смысле весьма типичен содержащийся в одной из последних частей "Книги исторических преданий" рассказ о древнем герое Шуке и его невероятном отношении к своему слепому отцу и злой мачехе.

В "Цзочтуань", одном из немногих произведений древности, рассказывающем о повседневной жизни, приводятся и другие истории, вызывающие изумление и недоверие. Рукопись этой книги относят к середине II века до н.э.

Неслучайно первый рассказ "Цзочтуань" касается сыновнего благородства. В нем описывается история князя Чжудая из государства, который сделал все, что было в его силах, чтобы сохранить почтительность к своей матери, чье вероломство по отношению к нему, заслуживало, казалось бы, наоборот, самого строгого наказания.19

Так же трудно понять и героев рассказов о Цзузы (695 г. до н.э.) и о Шеньшене (659 и 655 гг. до н.э.), которые предпочитали скорее умереть, чем не выполнить чрезмерные требования своих отцов.20

Во всех этих рассказах сыновняя почтительность подразумевает абсолютное подчинение родителям.

Эти ранние свидетельства значения культа родителей находят подтверждение и в "золотой век" философии. Все без исключения сторонники даосизма и леизма принимали сыновнюю почтительность как естественное и необходимое проявление человеческих чувств. Леисты практически объединяли это качество с "верностью" (чжун) и отводили ему такую огромную роль в управлении государством, какой оно никогда не играло прежде. Это его значение сохранилось и до наших дней. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам ("чти отца и мать свою" - сказано в Библии), конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения. Именно с этой целью великий мудрец Конфуций (VI – V вв. до н.э.) разработал учение о Сяо, сыновней почтительности. Он принял за образец идеальной жизни баснословную древность, правда которой давно утеряна в мире, но сохранилась в старинных книгах. Значит, чтобы исправить кошмар современности, нужно постичь древнюю культуру, явленную в слове. Этому и должен посвятить себя благородный человек, притязающий на управление другими людьми. Намереваясь устроить современное ему общество по идеальному образцу, Конфуций во множестве заимствовал архаичные обычаи и представления, часто толкуя их по-своему, наполняя их иным содержанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Казачество Юга России как общинная территориальная самоорганизация
Казачество в России имеет будущее именно как союз низовой общинной территориальной самоорганизации духовно свободных людей. Но при этом неизбежны и полемика, и борьба взглядов. Но эта полемика не должна становиться деструктивной и приводи ...

Историческое развитие праздника – отражение быта и веры
Что же значил Купала для славян? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть два периода, существовавших до и после ключевого исторического события – Крещения Руси. Первый период – это эпоха язычества. Стремление познать тайны ...

Народные художественные традиции празднования Пасхи
Пасха как важнейший православный праздник. Определение его даты по «Пасхалиям». Ветхозаветный и новозаветный смыслы Пасхи. Библейское сказание о воскресении Христа. Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Па ...