История. Крымские татары

Материалы » Крымские татары » История. Крымские татары

Страница 2

Библиотеки ханского дворца и старейшего Зинджирли-медресе в Бахчисарае содержали тысячи наименований рукописных книг. Все это было уничтожено с потерей Крымом независимости и начало возрождаться в конце 19 века. В 1883–1914 Исмаил-бей Гаспринский, один из выдающихся мусульманских лидеров в масштабах всей Российской империи, издавал в Бахчисарае первую крымско-татарскую газету «Терджиман». В 1921–28 было выпущено много книг и другой литературы на этом языке (письменность: до 1927 – арабская, в 1928–39 и с 1992 – латынь, в 1939–92 – кириллица). После депортации крымских татар все книги на крымско-татарском языке, из библиотек и частных коллекций, были уничтожены. В 1990 была открыта первая крымско-татарская библиотека в центре Симферополя (в 1995 приобрела статус республиканской). Сейчас здание библиотеки нуждается в реконструкции.

В 1954, согласно распоряжению Президиума Верховного Совета СССР, Крымская область была передана из состава РСФСР в Украинскую ССР (при этом как бы «повисшим в воздухе» остался статус Севастополя, который являлся городом республиканского (РСФСР) подчинения). Крымская АССР была восстановлена после проведения референдума о ее статусе в 1991 (с 1992 – Республика Крым, позднее – Автономная РК).

Начиная с 1960-х гг., когда стало ясно, что руководство СССР не станет возвращать крымских татар на родину (в отличие от депортированных и возвращенных чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и др.), в рядах крымско-татарского национального движения выдвинулись новые, молодые лидеры, среди них – Мустафа Джемиль, ставший затем руководителем Организации крымско-татарского национального движения (ОКНД). ОКНД сложилась к 1989 на базе «Центральной инициативной группы», созданной в 1987 еще в Узбекистане. Вплоть до середины 1990-х гг., когда возвращение татар стало необратимым явлением, власти СССР, затем независимой Украины и Крыма, чинили всевозможные препятствия возвращению этого народа, вплоть до кровавой резни летом-осенью 1992 в пригороде Алушты, пытаясь превратить противостояние татар и органов МВД в межэтническую войну. Только высокая организованность татар и четкая система правления способствовала тогда и сейчас целям, стоящим перед нацией – выжить и вернуть себе Крым. К середине 1990-х гг. потеряло смысл существовавшее в конце 1980-х гг. размежевание национального движения татар (НДКТ – консервативное, лояльное по отношению к советской власти, руководимое Ю. Османовым до его гибели в 1993, и радикальная ОКНД). Высшим органом самоуправления крымских татар является Курултай («Первым Курултаем» читается проходивший в 1917 г.; 2-й – в 1991 г.; в 1996 состоялся 3-й курултай), формирующий Меджлис. Председателем Меджлиса в последний раз вновь был избран лидер крымских татар Мустафа Джемиль.

Если весной 1987 в Крыму было всего 17,4 тыс. крымских татар, а в июле 1991 – 135 тыс., то в июле 1993 их было уже 270 тыс. (по другим данным, только к 1996 численность татар доходит до 250 тысяч человек; расчеты специалистов говорят о числе 220 тысяч татар к началу 1997 г.). Из их числа 127 тысяч остаются гражданами Узбекистана, Таджикистана, России, так как правительство усложняет процесс получения украинского гражданства (по данным ГУ МВД Украины, прописаны к 1996 г. 237 тысяч татар). «Содружество НГ» (ј6, 1998, с. 4) назвало цифру в 260 тыс. – проживающих всего в Крыму татар, из них граждан Украины – 94 тыс. Татары возвращаются в места их рождения и проживания их предков, хотя им предлагают селиться исключительно в степной части Крыма.

Стратегическая цель Меджлиса – превращение Крыма в национальное крымско-татарское государство. В настоящее время относительная численность татар приблизилась к 10% от общего населения Крыма; в отдельных районах – Симферопольский, Белогорский, Бахчисарайский и Джанкойский – их доля достигла 15–18%. Репатриация татар несколько омолодила возрастную структуру населения Крыма, особенно заметно – на селе (доля детей до 15 лет, по некоторым данным, составляет у татар 32%). Но этот эффект носит ограниченные масштабы – из-за исчерпания потенциала иммиграции (среди оставшихся в Средней Азии татар преобладают пожилые люди), из-за высочайшей младенческой смертности у татар (коэффициент рождаемости 8–14%%, а коэффициент смертности – 13–18%%), из-за тяжелых социально-бытовых условий, безработицы и деградации системы здравоохранения.

Около 250 тыс. крымских татар, по данным Меджлиса, все еще проживают в местах, куда их депортировали (к этим сведениям очень критично относятся специалисты, подвергая их большому сомнению; речь может идти не более, чем о 180 тысячах татар, из них 130 тыс. – в республиках Средней Азии, остальные – в России и на Украине). В нынешнем Крыму татары компактно проживают в более чем 300 деревнях, поселках и микрорайонах, из которых 90% – самострои без электроснабжения и т.д. Около 120 тыс. татар не имеют постоянного жилья. Около 40 тыс. татар не трудоустроены, а более 30 тыс. работают не по специальности. От 40 до 45% взрослых татар не могут участвовать в выборах, т.к. не имеют украинского гражданства (все данные нуждаются в тщательной перепроверке, так как многие из них не совпадают друг с другом).

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Музеи знаменитых людей
1. Музей Бальзака Музей размещается в доме, в котором писатель жил в 1840-1847 гг. В музее представлены портреты, один дагерротип и карикатуры Бальзака, его произведения, а также картины и гравюры 2. Музей Виктора Гюго В этом доме, пос ...

Выделка войлока
С давних пор, «с сотворения мира», как говорится, калмыки вели кочевой образ жизни. Кочевали они в поисках хороших земель с водой и вкусной травой. Для кочевья нужно было удобное легкое жилье, быстро собираемое и разбираемое, легко перево ...

Одежда
Английская народная одежда уже давно вышла их употребления. Как в городе, так и в деревне распространению платье общеевропейского покроя, имеющее все же некоторые своеобразные черты. Английский костюм характеризуется строгостью линий покр ...