Из истории костюма кубанских казаков

Материалы » Из истории костюма кубанских казаков

Страница 1

Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически. В искусстве традиционного костюма органично соединяются различные виды декоративного творчества и используются разнообразные материалы.

Народный костюм - это еще и традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани.

Особо стоит сказать о форменной одежде казаков.

На рубеже Х1Х - XX веков в России существовало более десятка казачьих войск, расположенных на ближних и дальних границах империи. Национальный состав войск был разнообразен, и их внешний облик складывался годами, а в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей.

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась в середине 19 века: черкеска, шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей "справы", т.е. снаряжения за свой счёт. Казака "справляли" задолго до того, как он шёл служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: "Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я боле перед богом за тебя не ответчик".

Кровопролитные войны начала 20 века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нёс сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе Первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска. Костюм кубанского казака состоял из рубахи, бешмета, шаровар, мундира в виде чекменя или черкески, заимствованного у горцев, башлыка и бурки.

Черкеска. Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. "Газырь" в переводе означает "готов". Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Возраст
Возрастная структура народонаселения меняется в различные периоды истории страны. В 1870 г. молодые люди составляли большинство населения. К 1984 г. процент пожилых значительно повысился, а процент молодых понизился. Эта перемена произош ...

Природные ресурсы г. Парфеньева в период с 16 в. по 1778 г.
Сотни тысяч лет назад закончилось великое оледенение Восточной Европы. Гигантские ледник в связи с потеплением и изменением климата начал таять. Образовавшиеся углубления в земле заполнились водой, образуя озера, а потоки стекавшей воды ...

Художественные музеи
1. Музей Лувра Лувр не только располагается в крупнейшем дворце Франции, но и относится по богатству коллекций к числу ведущих музеев мира — музеев-гигантов. Идея сделать королевские коллекции доступными для всеобщего обозрения родилась ...