Антропологическая классификация

Материалы » Этническая картина мира » Антропологическая классификация

Страница 5

Аналогичные концепции можно обнаружить у Л. Вольтмана, убежденного в превосходстве европеоидной (кавказской) расы, и у Х. Чемберлена, который высшей считал «тевтонскую» расу, наследницу «арийского» духа.

Если начало «научным» концепциям расизма положила европейская наука, во многом отражавшая реальную практику колониализма, то постепенно начало формироваться и движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов, создавших в ответ «белому» расизму собственные теории о своей расовой исключительности. Именно так появились идеи превосходства индийской, японской, африканской или китайской культур и народов над нынешними европейцами.

Еще в середине XIX века в Латинской Америке возникло серьезное общественное течение под названием «индеанизм», ставившее своей целью улучшение положения индейцев. От утверждения, что индейцы - «тоже люди», они постепенно пришли к выводу о том, что индейская раса - самая лучшая и высшая, потенциально имеет возможность и должна стать самой высокой на Земле. В XX веке сторонники индеанизма уже утверждали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле. В Мексике в рамках этого течения возникло общество «Касканес» («Борцы за»), члены которого требовали изгнания из Мексики всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови.

В США девиз: «Черное - прекрасно», под которым выступали многие борцы за равноправие негров, для черных расистов приобрел новое значение: «Белое - отвратительно». А в Африке в 60-х годах после освобождения многочисленных африканских стран от колониальной зависимости была создана концепция «негритюда» (расизма наоборот). Ее создателем стал Л.С. Сенгору (Сенегал). Он отмечал преимущества и особенности африканцев как детей природы, непосредственно сливающихся с ней, подчиняющихся ее ритмам, запахам, звукам. Африканская культура поэтому вся пронизана ритмами, связывающими ее с космическими колебаниями. Белый же человек - разрушитель, потерявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой. Его ожидают беды, если он не изменит своей культуры.

Говоря о значении антропологической классификации этнологии, следует отметить ее ограниченный и вспомогательный характер для исследования вопросов этногенеза, этнической истории, межкультурных коммуникаций и т.д.

народонаселение этнос раса

Страницы: 1 2 3 4 5 

Популярные материалы:

Крестьянский брак и семейные обряды
крестьянская семья сибирь быт культура Изучение свадебного обряда сибирских крестьян в конце XVIII – XIX в. важно не только для воссоздания картины народного быта, выявления характерных черт общественного сознания сибиряков, но и для уяс ...

Зимние праздники и обряды
Основным занятием мордвы издревле являлось земледелие, поэтому обряды земледельческого цикла занимали ведущее место в ее культуре. Основной их целью было достижение плодородия в самом широком понимании этого слова. Культ плодородия зароди ...

Религиозные верования бурятского народа
Буддизм Впервые о государственной религии монголов – буддизме буряты узнали в XIII в., при внуке Чингисхана – Хубилай-хане, когда современная южная территория Бурятии называлась «Ара Халха». Но это направление буддизма – кармапа (краснош ...