Войны с коренными народами
Из всех противников русских в Сибири, кыргызы были самыми опасными и серьезными, несмотря на их малочисленность. Это объяснялось несколькими причинами. Во-первых, кыргызы это народ с древней культурой. Род кыргызских князей тянется из глубокой древности, а в средневековье вплоть до походов Чингисхана, кыргызы господствовали в Центральной Азии. В Кыргызском каганате было развитое хозяйство, города, городская культура, письменность и богатая литература. Все это было широко известно за пределами Сибири. Кыргызское государство описали 26 средневековых авторов, главным образом, арабы[44]. Большую часть своих достижений кыргызы и их кыштымы сохранили до прихода русских. К числу важнейших таких достижений относилось поливное земледелие. Население Алатырского княжества продолжало пользоваться каналами, проложенными в VIII – XI веках. Сохранились достижения в металлургии и обработке металлов. Кыргызские кыштымы Алатырского княжества умели делать хорошую сталь – молат, которая использовалась для изготовления клинков.
Кыргызское войско, несмотря на малочисленность, представляло собой очень серьезную военную силу. Воины имели отличное оружие и доспехи. Кыргызы использовали панцири двух типов из металлических пластин – «кума хуях», кожаные доспехи из толстой кожи – «хуус хуях», и кожаные боевые рубахи – «чаргах». Один тип панциря состоял из 16 квадратных пластин с двумя или четырьмя рядами бортиков, которые крепились к кожаной основе заклепками. Второй тип панциря состоял из 20 прямоугольных пластин, нашитых на кожаную основу. Использовались кыргызами кольчуги – «илчирбелиг хуях».
Голову воина защищал сфероконический шлем – «чалолыг», с забралом «тумага», козырьком и кольчужной бармицей[45].
Кыргызский отряд был очень хорошо вооружен, и русские вступали в открытый бой только в том случае, когда выбора не оставалось. В остальных же случаях русские старались или отсиживаться за стенами городов и острогов, или же применять тактику рейдовой войны, нападать на улусы и ставки в отсутствие войска.
Русские также ценили кыргызское оружие, и казаки, особенно конные, старались купить кыргызский куяк. И вообще, активно вооружались местным оружием. Вот, например, из описи арсенала сына боярского Ивана Злобина из Красноярска известно, что он имел: саблю польскую, три лука татарских, сулему, натруску и лядунку из черного бархата (то есть сумку для пороха и пуль к пищали), бумажник (нагрудный доспех) и саадак со стрелами[46].
В силу этого культурного и военного развития кыргыз, борьба с ними была самой долгой, самой упорной и жестокой. Кыргызские княжества попали под власть русских только после полного разгрома в 1704 году со стороны джунгар, и после увода большей части населения в Семиречье. Русские просто заняли опустевшую землю.
«Восстание киргизов началось уже в 1609 г., когда к ним был отправлен отряд служилых людей за обычным ясаком. Один только князец Номча собрал ясак и послал его в Томск со своей женой, уверяя, что остальную часть привезет сам. Другие же киргизские князцы, как Кочебай, Ноян и Кошкай, не хотели слышать об уплате ясака. Они избили плетьми посланных к ним служилых людей и так плохо их кормили, что те почти умерли с голоду. Жена Номчи рассказывала в Томске, что Кочебай и его товарищи – известные бунтовщики, которые не хотели слушать ее мужа. Позже стало известно, что киргизы напали на чулымских татар и отняли у них все, что нашли.
Для того чтобы приостановить дальнейшее движение киргизов, из Томска отправили 300 человек служилых людей и татар, которые выступили оттуда 25 июня, а 4 июля уже вернулись, понеся некоторые потери. Они сообщили, что встретили киргизов у реки Енисея, произвели на них в первую же ночь нападение и обратили их в бегство, причем большинство киргизов, оставив жен, детей и все имущество, бежали на ту сторону Енисея. Когда же служилые люди с добычей ехали обратно, на них совершенно неожиданно напало великое множество киргизов, и они принуждены были бежать, причем около 20 человек во время бегства были убиты и опасно ранены киргизами, а вся взятая добыча и пленники отобраны. Место встречи служилых людей с киргизами у реки Енисея указано, конечно, ошибочно, да и все это дело представляется сомнительным; зная огромные пространства тех мест, трудно поверить, чтобы томские служилые люди в такое короткое время могли пройти столь далекий путь.
Популярные материалы:
Происхождение слова «Кама»
Во многих языках мира есть слово «Кама». Для каждого народа оно несет свое значение. Доподлинно известно, что «Кама» – слово нерусское. Попробуем проанализировать разные точки зрения на происхождение данного слова и связь с названием круп ...
Присваивающие отрасли хозяйства
На поселениях Южного Урала освоение металлургии не вызвало автоматически резких изменений хозяйственной деятельности и формы материальной культуры. Остались, в основном, старые формы добычи средств существования. Основу экономики составля ...
Туристский потенциал
На территории парка Победы и на близлежащих территориях можно выделить ряд природных и культурно-исторических объектов достойных того, чтобы их включили в программы экскурсий и маршрутов, как по самому городу Екатеринбургу, так и по парку ...