Самоназвание, расселение и численность бачатских телеутов

Материалы » Бачатские телеуты » Самоназвание, расселение и численность бачатских телеутов

Страница 2

В 18 в. по тому же С. Ремезову известно, что земли по р. Бачат занимали ач-кыштымы. Р. Бачаты впадает в Уень или Иню.

И только изменения в расселении телеутов приходятся на конец 18 и начало 19 века.

Связаны эти изменения были с тем, что к томским и ускатским телеутам подселяли телеутов с Иртыша, и тех, кто вернулся с р. Волги. Отселение части телеутов было необходимостью в связи с увеличением численности наУскате. На р. Бачате есть село Челухоево, его называют по-телеутски «ар-пайат» (дальняя река), потому что предки их раньше жили в 50 верстах, т.е. на Ускате.

К середине 19 века, по данным В.В. Радлова, экспедиция которого проходила в 1861 г., телеуты жили на р. Бачат: улус на правом берегу реки Ур, где жили «ач-кыштымы» (это удостоверяет старейшая жительница с. Челухоево Челухоева У.А. (девичья фамилия Иктина) – ей 85 лет.); в 20 верстах от этого улуса на р. Бачат находится деревня Солкой (Челухоево), состоявшая наполовину из теленгетов, наполовину из ач-кыштымов. Далее в 12 верстах от Солкоя улус Шанды (также на р. Бачат), кроме этого было значительное число маленьких деревень Шарту (ныне Черта), Оскот (д. Сергеева), которые тянутся почти до Томского сталеплавильного завода и до Кузнецка.

В это же время с р. Бачат происходит отток телеутов с Бачат на Алтай.

Телеутами были основаны Улала ныне г. Горно-Алтайск (1830 г.), Чергу, Мыста (1845), Старо-Суртайское (20 е.г. 19 в.), Кокша, Чёрный Ануй (1849–1858 гг.) и др. Переселение осуществлялось по различным причинам: нужны были новые охотничьи угодья, в середине 19 в. переселение было по инициативе Алтайской духовной миссии, пытающаяся с помощью телеутов-христиан обратить в истинную веру алтайцев-шаманистов. Группа телеутов-переселенцев на Алтае к концу 19 века их было более 4 тысяч человек. С 70-х.г. 19 века становится известно наибольшее количество населённых пунктов, где жили телеуты. Это видно из архивных материалов 1877,1889,1901 г. из Томского архива:

По реке Большой Бачат – деревня Бабанакова, с. Бачатское, улусы Чертинский (Чарту), Больше-Бачатский (Улуг ал): по реке Малый Бачат – деревня Семёнушкина (бывшая д. Нарышева), улус, Челухоевский (ар-Пайат); Сас, д. Бекова, улус Шандинский, (Шанды). по реке Прямой Ускат – д. Кутонова (бывший ранее Тюргайский), Сергеева (Оскот), улус Ускатский: по реке Ур-улусы Горскинский, Урский; по реке Томи-улусы Средне-Телеутский, Том на р. Каменка; включал в себя ранее существовавший улус Козымаевский «Мокроусовский (Тёптёр на р. Есаулка), Абашевский в устье р. Абашево.

Естественно, интересна не только топонимика, связанная с телеутами, но и их численность. Но прежде, нужно обратить внимание на то, что к середине 19 века часть телеутов обрусела. А с другой стороны произошла консолидация в единую этническую общность, были затронуты близкие по языку и культуре группы тогулов, тюльберов, чедыберов, абинцев и особенно ач-кыштымов. Не всегда бывают точные данные о численности населения. Так численность бачатских телеутов в 1 половине 19 века к 1840 г. насчитывалась чуть больше тысячи (см. таб. №3), а во 2 половине 19 в. к 1901 г. около полутора тысяч мужчин и женщин (см. таб. №4). А в таблице №5 показана численность населения бачатских телеутов по населённым пунктам в Телеутских и Ашкыштымских инородческих управах. Подводя итоги по численности населения в начале 20 в., видишь, что телеутов было чуть больше трёх тысяч, т.е. численность телеутов с 19 по 21 вв. не выходит за пределы трёх тысяч.

Зачастую бачатские телеуты расселялись родами или сеоками. Территория селения Челухоево основана Челухоевыми из рода Ютты. Вообще, род у телеутов считается как административной, так и традиционной общественной единицей.

Таблица 3. Численность бачатских телеутов в 1 пол. 19 в.

волость

1812 г.

1816

душ мужского пола

1827 г

1830 г

1831 г

1832 г

1834 г

1840 г

Телеутская 1 часть.

-

487

ясачных

1696 об. пола.

644

448

448

452

452

1191 м.п.

Телеутская 2 часть

736 ясачных

380 ясач.

305

289

289

290

290

2336

телеутская 3 части

-

211 ясач.

404 об. п.

239

212

210

212

212

-

ашкыштымская 1 часть

261

ясачных

141 ясач

276 об. п.

140

141

141

141

141

-

Итого:

м.п.

997

1219

1328

1090

1088

1095

1095

1191

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Языковые особенности
Вепсский язык принадлежит к прибалтийско-финской ветви финно-угорской языковой семьи. В целом звуковой состав вепсского языка сближается с русским и находит родство с карельским, особенно его южными диалектами - людиковским и ливиковским, ...

Из истории Масленицы
С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных п ...

Современность
Современный ритм жизни заметно изменил многие устои и традиции наших предков. Население сел оказалось втянутым в те экономические, социальные, политические изменения, которые характерны для всего российского государства. Нет сегодня разви ...