Возникновение и эволюция народных праздников и обрядов

Материалы » Народное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах » Возникновение и эволюция народных праздников и обрядов

Страница 3

Еще раз обратим внимание на то, что после совершения обряда на охоту отправляются не разрозненные индивидуумы, готовые разбежаться при первой же неудаче, а сплоченная группа первобытных людей согласовавшая предварительно свои действия, сосредоточенная на едином предмете действий, охваченная общим настроением, боевым азартом и уверенная в победе. Все это способствовало успешному исходу охоты, что было подмечено нашими далекими предками, а впоследствии привело к тому, что постепенно подобные условно-символические действия приняли ритуальный характер, выросли в большие традиционные празднества.

Удачное завершение охоты, в результате которой первобытные люди получали большое количество пищи, достаточное для того, чтобы беззаботно прожить некоторое время, означало начало очередного праздника.

Праздник представляет собой значительный общественный акт, который, как пишет М.М. Бахтин является «очень важной первичной формой человеческой культуры». Постепенно сложились и характерные для данных торжеств, ставшие неотъемлемыми их черты. Из них прежде всего следует отметить как необходимый момент коллективное пиршество. Различного рода действия, совершаемые людьми во время праздника, первоначально не имевшие никакого ритуального значения, постепенно приобретали его, превращаясь в магические обряды.

К числy ритуальных действий, ставших характерными для подобных первобытных празднеств, относится и отдача почестей погибшим: ведь во время охоты частым явлением была гибель соплеменников. Празднование в честь удачной охоты становилось и своеобразными поминками по погибшим. Возможно, к тем временам, восходит характерный для многих народов обычай поминать умерших обильным пиршеством. Следует отметить, что в традиционных славянских праздниках (масленица, святки и др.) ощущаются явственные отзвуки этих первобытных торжеств (обильное пиршество, ряжение в вывороченные наизнанку шубы, игры с медведем или человеком, изображающим медведя). Дни поминовения умерших родителей — также неотъемлемая часть этих славянских торжеств. Следы первобытных празднеств можно обнаружить и в поминальных пирах у славянских (и многих других) народов, а также в обычае посещать кладбища и отдавать почести умершим в дни праздников.

Итак, образ жизни древнего человека, необходимость знакового (не вербального) общения друг с другом, обожествление природы и всего окружающего мира способствовали рождению праздников и обрядов как определенных символических коллективных действ, имеющих как реальное, так и магическое воплощение.

Страницы: 1 2 3 

Популярные материалы:

Культурное обслуживание района
Культурное обслуживание населения района осуществляют районный и городской Дома культуры, 22 сельских дома культуры, 13 клубов, 28 библиотек, 3 из которых расположены в городе, 25 – на селе, а также детская школа искусств, районный истори ...

Особенности мужского костюма семейских
Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки, и штанов с широким шагом. Рубаха шилась долгой, со скошенными бочками и рукавами, из дабы или далембы, праздничные – из китайской чесучи красного, синего, желтого цветов. Рубаху носили навып ...

Антропологическая характеристика
Манси и Ханты характеризуются следующим комплексом признан: -низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин); -общая грацильность (миниатюрность строения); -неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте; -прям ...