История села Парфеньево в 20 в.

Материалы » История села Парфеньево » История села Парфеньево в 20 в.

Страница 2

Во время войны на территории Парфеньевского района находились 3 детских дома: Парфеньевский, Сокринский и Матвеевский. Эвакуировали туда детей из Ленинграда, к сожалению архивных документов об их жизни не сохранилось. Парфеньевский детский дом находился в домах №25, 27, 30 и 37 по ул. Свободы (современная ул. Ленина). В 1945 г. в нем числилось 148 детей. Они учились в 1-8 классах. За каждой группой были закреплены воспитатели, которые работали исключительно добросовестно. Этот факт подтверждает сохранившийся приказ об обязанностях воспитателей. Они должны были сопровождать детей до школы, присутствовать на школьной зарядке. Вечером в их обязанности входило проверить наличие у ученика карандашей, учебников и др. школьных принадлежностей. Воспитатели следили и за внешним видом детей. В 1955 г. Ленинградский детский дом в Парфеньеве был расформирован, а большинство воспитанников возвращены на прежнее место жительства. (71)

В селе Парфеньево существовало огромное количество традиций, которые до сих пор помнят старожилы. В святки жители Парфеньево любили гадать. Как вспоминает А.Воронина, в этот день обычно «завораживались на перекрестке дорог». (72) В центр вставал тот, кто хотел заворожиться, т.е. узнать свою судьбу. Его три раза обходили кругом со сковородником. Им чертили круг, приговаривая: «Чертово место, чертов крест!» Завораживали в левую сторону, а развораживали в правую: «Богово место, богов крест!» Завораживал обычно кто-нибудь один, а остальные разбегались в разные стороны и слушали, кто что услышит. По услышанному пытались предсказать свое будущее.

Рокотянская Н., всю свою жизнь прожившая в селе, утверждает, что все праздники проводились очень весело. Вечеринки в святки были с песнями и плясками, уходя по домам старались подслушать под окнами, кого сватают. Зимние вечера молодежь коротала за долгими беседами, осенью устраивали вечеринки, летом ходили от одного конца улицы до другого. Впереди шли девушки и пели песни, а за ними шагали парни с гармонью и балалайкой. Молодежь любила летом долго сидеть на берегу реки. (73)

Платья и сарафаны обычно шили сами, или покупали, кто мог. Носили шести-восьми клинки и широкие юбки. Во время пасхи пекли особый пирог Пасха, его украшали крашеным пшеном и искусственными цветочками, втыкая их в тесто.

Перед тем, как кого-то забирали в армию, собирали молодежь, родных и соседей на вечеринку. Всех угощали, пели «Последний нонешний денечек». Призывника провожали до станции к поезду на лошадях, молодежь пела, мать причитала. (74)

Свадьбы справляли осенью после уборки урожая. На свадьбу невесте всегда выносили елочку, наряженную лентами и цветами, на поднос бросали деньги. Считалось, что это приносит удачу молодоженам. Невеста была одета в белое или розовое платье, на голову одевали венок или цветочки. На следующий день жениха и невесту будили наряженки, невеста одевалась в другой наряд, днем катались на лошадях, тоже украшенных лентами. Песни обычно пели такие как «Хасбулат удалой», «Имел бы я златые горы», «Во субботний день ненастный, нельзя в поле работать» и др. песни. (75)

Характерной особенностью современного села Парфеньево является отсутствие больших промышленных предприятий. Главными достопримечательностями села являются храмы на Соборной горе, музей писателя-этнографа С.В.Максимова, а так же Парфеньевский литературно-художественный музей. Картинная галерея является филиалом Костромского государственного объединенного художественного музея. Она была основана в 1967 г. и открыта 27 июня того же года. Музей занимает двухэтажное деревянное здание, выстроенное в 1972 г. Общая площадь - 457 кв.м; экспозиционная - 385 кв.м; фондовая - 35 кв.м. Общее количество единиц хранения - 2672, в том числе: живопись - 849; графика - 281; скульптура - 92; декоративно- прикладное искусство - 29; нумизматика - 712; быт и этнография - 284; фотографии - 112; документы - 63; прочее - 250. Музей основан художником и краснодеревщиком П.Н.Уховым, в собрании 240 его работ. В коллекции - произведения художников Москвы и Парфеньева: живопись Н.Анатольева, А.Аронова, А. и Н.Белых, Н.Грошева, А.Иванова, И.Крылова, М.Кончаловского, И.Лукомского, С.Маковея, А.Мариева, Е.Расторгуева, Е.Фимкина, Г.Смирнова, А.Соловьева, В.Стожарова, В.Федорова, В.Хохрина, М.Шиновского, Н.Шлейна, Н.Шувалова; графика М.Зуенкова, И.Айзенштадта, Е.Ведерникова, В.Ветрогонского, М.Райской, К.Сарафановой-Легат. Представлены самодеятельные художники Д.Белоруков, Б.Смирнов.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Обычаи и обряды кыргызского народа. Традиционная одежда. Национальные жилища
Традиции народов Киргизии, т.е. как традиционно живет народ, что складывалось веками в его жизни, что позволило сохраниться ему, всегда представляет интерес для исследователей, путешественников, туристов. Та разумная достаточность, веками ...

Хозяйственная жизнь Ачинского острога
Первыми жителями Ачинского острога 1641 г. были его строители. Среди них были те, которых в Сибири XVII в. называли «литва», имея в виду украинцев, белорусов, литовцев, поляков. Среди первых его «годовалыциков» можно отметить такие явно у ...

Коллективизация и развитие колхозного строя
Когда страна становилась на рельсы индустриализации, получить на нее необходимые средства извне не представлялось возможным, пришлось использовать в основном внутренние источники. Важнейшим из них должен был стать традиционный для России ...