Заключение

«Язычество было неприемлемо для централизованной власти, которая нуждалась в покорности подданных. Если христианство за покорность обещало блаженство в вечном мире на небесах, то язычество гарантировало вечное существование в том социальном положении, которого умерший достиг на момент смерти».[12] Поэтому язычник до последнего часа жизни пытался улучшить свое положение, так как право на благополучное будущее и вечное существование зависело лично от него. Видимо поэтому славянин предпочитал гибель в бою жизни в плену, потому что в этом случае он становился рабом, а его будущее вечное существование – рабским. Христианство, напротив, превращало покорность в основную человеческую добродетель.

Православские проповедники и летописцы-монахи имели категорически отрицательное отношение к язычеству, «выражали и непосредственно и косвенно, приписывая все безнравственные поступки киевских князей-язычников из «безбожию» и «поклонению идолам»[13].

Летописцы еще снисходительно относились к принесениям человеческих жертв Перуну – княжескому богу войны и Роду и рожаницам. Им приносились жертвы медом, кашей и другими плодами земледельческого труда.

Вообще, восточно-славянская мифология, в отличие от развитых, завершенных мифологических систем Дальнего Востока, античности, была слишком дробной, бессистемной, так как не могла соответствовать задачам и целям централизованного государства. Но содержавшийся в ней духовный потенциал был достаточным для того, чтобы определить ее сильную и насыщенную эмоционально-психологическую среду и глубокий мировоззренческий фон.

Несмотря на самую яростную борьбу православного духовенства с язычеством, окончательная победа не было достигнута. Ни казни, ни жестокие преследования скоморохов, волхвов, ни репрессии против сел, справляющих языческие праздники, не смогли уничтожить традиции этого древнего верования. Ведь до сих пор люди верят в домового, злых духов, носят амулеты, празднуют Масленицу и многое другое. И уже на протяжении многих веков эти верования передаются от поколения к поколению.

Можно сделать вывод, что древнее религиозное верование, получившее название язычество

имеет огромное значение в формировании основной структуры связи человека с миром духовных ценностей.

[1] Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. История религий в России. М., 2002. С. 15.

[2] Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. М., 1988. С. 23.

[3] Иванов В.Г. История этики средних веков. Санкт-Петербург, 2002. С. 339.

[4] История религии под общей ред. Яблокова И.Н. М., 2004. С. 237.

[5], 2 Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. История религий в России. М., 2002. С. 17, 20.

[6] Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. История религий в России. М., 2002. С. 20.

[7] История религии под общей ред. Яблокова И.Н. М., 2004. С. 275.

[8] Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. М., 1988. С. 31.

[9] История религии под общей ред. Яблокова И.Н. М., 2004. С. 284.

[10] Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. История религий в России. М., 2002. С. 17.

[11] Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. М., 2003. С. 27.

[12] Викторов В.В. Культурология, учебное пособие. М., 2002. С. 324.

[13] Иванов В.Г. История этики средних веков. Санкт-Петербург, 2002. С. 344.

Популярные материалы:

Русская кухня – часть национальной культуры
Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в концентрированном виде отражается история, быт и нравы народа. Русская кухня в этом ...

Из истории культурных связей ногайцев с терскими казаками и другими народами северо-восточного кавказа в XVIII-XIX вв.
На протяжении многих веков Северо-Восточный Кавказ привлекает внимание исследователей многоликостью региона, его полиэтничностью, языковой пестротой, разнообразием обычаев. Издавна народы региона поддерживали между собой тесные экономичес ...

Анализ деятельности центра народной культуры по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Онгудайский район расположен в центральной части Республики Алтай, площадь 11745 кв.км. Район (аймак) образован в 1921 году. Разделен на 10 сельских муниципальных поселений, в 27 населенных пунктах проживает 15 777 тыс. человек. Этнически ...