Символика льна в народных песнях

Материалы » Символика льна в народных песнях

Страница 2

Часто присутствие льна в песнях говорит о любовной символике. Поскольку лен и связанные с ним продукты труда в наибольшей степени принадлежать к женщинам, то и символика льна отражает события и переживания в жизни лирической героини.

· Вытаптывание или приминание льна означает расставание с девичеством

Посела я ленку

При дороге при ярку

Припев: Ой лен, мой лен,

Лен кудрявый зеленой.

Мне сказали, что мой лен,

Он побит и привален.

Кто по полюшку ходил,

Кто мой лен привалил?!

По дороженьке по той

Вот три молодца прошли

Как мне первого просить

Походочку изменить?

Второго мне просить

Тонкопрядицею быть.

Уж мне третьего просить

Чисто щегольно ходить.

Русская народная песня.

В этом тексте речь идет о следах, которые символически оставляют три парня на объекте труда девушки. Одна и та же тропинка, по которой прошли все троя – сватовство. Лен здесь выступает символом, с помощью которого лирическая героиня иносказательно может описать происходящие события. Кроме того, следует обратить внимание на цветовую характеристику растения, которая постоянно повторяется в припеве.

С одной стороны, в народной поэзии зеленый цвет выражает «идею вечной жизни», то есть круг «жизни» самого растения. Подразумевается, что лен, после того, как его обработают, «переродится» в виде полотна и будет существовать уже в этой форме. С другой стороны, эта цветовая характеристика принадлежит и жизни лирической героини.

Поскольку лен не является самостоятельным персонажем а играет как бы подчиненную роль, для передачи сюжета. В такой контексте лен – часть мира девушки, в том числе и эмоционального. И здесь зеленый цвет указывает на ее молодость, незрелость ее чувсвт и моровиззрения. Она еще не полноценный член общества, поскольку принадлежит родителям и не имеет собственной семьи. Притаптывание льна – разрыв с прошлым устройством мира лирической героини.

В семейных обрядах этому растению так же уделяется особое внимание. Льняное семя клали в сундук с приданным невесты. Здесь оно символизировало достаток и крепкое хозяйство, которое будет держаться на плечах обоих супругов.

Здесь интересно рассмотреть следующий текст:

Сею, вею, сею, сею, вею,

Сею, вею беленький леночек – 2 р.

Рассеваю, рассеваю,

Рассеваю, его умоляю – 2 р.

- Уродися, уродися,

Уродися, беленький леночек – 2 р.

Тонок, долог, тонок, долог,

Тонок, долог, белый волокнистый – 2 р.

Золотистый, золотистый,

Золотистый, белый коренистый – 2 р.

Стал леночек, стал леночек,

Стал леночек скоро поспевати – 2 р.

А я млада, а я млада,

А я млада - горе горевати – 2 р.

С кем я буду, с кем я буду,

С кем я буду лен выбирати ?

Записана от Аладьиной Александры Ивановны, 1932 г.р с.Насоново Белгородская обл., Валуйский р-нс.Насоново

В этом тексте можно проследить мотив одиночества, переплетающийся с символикой льна. В начале тест строится как повествование о трудовом процессе и росте льна, и лишь к шестому двустишию можно наблюдать психологический параллелизм, влияние природы, а точнее «жизненного цикла льна на жизнь девушки. Лен поспел и девушке необходим спутник. Лирическая героиня вырастила лен «тонкий, белый, волокнистый, долгий», в этих эпитетах характеристика самой девушки как будущей хозяйки, а не только самого растения. С другой стороны, учитывая прием психологического параллелизма все качества льна можно перенести на девушку, то есть невеста она красивая и хорошая в хозяйстве. Так же можно вспомнить семена льна, которые клали невесте в сундук приданным. Иными словами в этих строках выражается мысль: все готово: приданное, и лен, который требует уборки 2 парами рук, девушка уже одна не справиться.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Общая характеристика благотворительной деятельности старообрядцев Нижегородской губернии XVIII-XIX вв.
Традиции благотворительной деятельности уходят во времена Древней Руси и неразрывно связаны с этикой средневекового христианства, которую переняло и соблюдало старообрядческое купечество. Напомним, что по учению церкви благотворительность ...

Намус учит и наставляет
Намус учит, прежде всего, сохранению нравственных и гуманистических начал в отношениях между всеми дагестанскими народами и в отдельности каждого горца. Существовала масса выработанных правил и этических норм. Каким образом строить горцу ...

Природные ресурсы села Парфеньево, 20 в.
Село Парфеньево – районный центр в Костромской области, находится на берегу реки Нея. Село Парфеньево до сих пор богато лесом, причем преобладают хвойные породы: ель, сосна. Менее распространены лиственница, пихта, дуб. Подлесок и травян ...