Топономика Калининградской области

Материалы » Наш край: Калининградская область » Топономика Калининградской области

Страница 14

Закладка первого камня будущего храма состоялась 15 июня 1930 года. Строительство велось на средства Альштадской церковной общины, объединением евангелических общин Кёнигсберга и прусским правительством.

Освящение церкви состоялось 7 мая 1933 года.

В ходе Второй мировой войны кройцкирха пострадала не очень сильно, хотя сгорел купол южной башни. После войны новые власти стали использовать здание в народохозяйственных целях. В разное время здесь размещались автомастерская и опытная фабрика экспериментальных орудий лова (рыбы). Здание подвергалось неграмотным перестройкам и реконструкциям. Внутри были устроены бетонные перекрытия. В результате не рассчитанный на такие нагрузки фундамент не выдержал. Усилились просадки, в стенах появились трещины. К началу восьмидесятых годов здание было заброшено.

В июне 1986 года (по другим данным — в сентябре 1989 года здание бывшей Кройцкирхи было передано православной общине. В 1991 г. зарегистрирован Кресто-Воздвиженский приход Смоленско-Калининградской епархии РПЦ. Под руководством игумена Аркадия, настоятеля Крестовоздвиженского собора отца Петра и многих других в содружестве с мирским архитектором мастерской центра НТТМ «Синтез» Юрием И. Забугой в 1991—1994 годах здание было восстановлено. Верхний храм крестовоздвиженского собора был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в 1994 году, год спустя нижний придел был освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского.

В январе 2000 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил расположенный в главном приделе собора уникальный янтарный иконостас.

Архитектура

В плане здание храма имеет форму греческого (равноконечного) креста. Здание было трёхнефным. Над западный фасадом возвышаются две равновысокиме башни, завершающимися куполами. Башни соединены крытой галереей. Прежде (в немецкие времена) под галереей располагались часы.

Основная архитектурная деталь западного фасада — огромная ниша-портал, поверхность которой украшена панно кадинской майолики с большим крестом. На пересечении перекладин креста была написана фраза «Слово о кресте являет могущество Господа». С восточной стороны к церковному зданию примыкал дом священнослужителя. Для облицовки здания был использован кадинский клинкер — декоративный кирпич.

Одним из элементов внешнего оформления церкви была скульптура пеликана, работы скульптора — анималиста Артура Штайнера. Пеликан аллегорически символизировал христианскую жертвенность.

В общем здание нельзя однозначно отнести к какому-нибудь определённому стилю.

Внутреннее убранство

Интерьер храма был оформлен в основном берлинским художником Эрхстом Фейем. Витражи храма были созданы по эскизам кёнигсбергского художника Герхарда Айзенблеттера. Другой кёнигсбергский художник Якоб оформил купель для крещения, кубок для причастия и алтарный светильник.

Над боковыми нефами церкви распологались балконы.

Довоенное убранство не сохранилось. После передачи здания православной общине оно было оформлено заново по правослвным канонам. Главная достопримечательность нынешего храма — уникальный янтарный иконостас.

Кафедральный собор

Кафедральный собор — главная церковь Кёнигсберга и главный исторический символ Калининграда. Собор, построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России.

История

Первый кафедральный собор был построен между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе.

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах). В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Популярные материалы: