Эффективность реализации социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Эффективность реализации социально-культурной программы по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса

Страница 3

Некоторые пожилые люди считают, что на аржан здоровым, не больным людям ездить запрещается. Поездки совершаются только в определенные часы дня. Нельзя выезжать рано утром или к вечеру. Самым благоприятным временем считается время от 10 до 2 часов дня. В это время кормосы (злые духи) как бы отдыхали и не очень то охотились за людьми. Детей до 15 лет прежде запрещалось возить на источники, в случае болезней их лечили водой дома. Полагали, что Алтайдын ээзи (хозяин Алтая - глава окружающей природы на земле) не считал действия и поведения детей до этого возраста "осмысленными". До поездки запрещалось мыться туалетным мылом, пользоваться одеколонами, к запахам плохо относились "обитатели" (хозяева) аржанов. Женщины должны были снять кольца, серьги. К поездке обязательно готовили кыйра (белого, синего, желтого цветов). От ткани ни когда не брали край, его обязательно обрывали и сжигали дома на очаге. Ленты не должны превышать "бир илю" ширину в два пальца руки человека, отрывали их от куска ткани только вручную. Более широкие ленты вызывали недовольство хозяина Алтая. Он мог осудить человека, счесть его более богатым, чем он сам. Для кыйра никогда не использовали платки, шелк, шерстяные ткани. По дороге к источнику ехали тихо, спокойно. На пути ничего не трогали, не ломали, не рыбачили, не охотились. За всякими нарушениями на дороге смотрел (ээзи) хозяин аржана Алтая и мог принять вид любого животного и растения. Если кто-то в дороге убивал зверя, то раненный он кричал голосом человека. Считалось, что это голос ээзи.

Многие рассмотренные аспекты обряда требуют основательного научного изучения. Мы считаем, что это комплекс таких обрядов, как поклонение Алтаю, посещение аржан суу - целебных источников и поклонение огню, ритуальные части которых во многом взаимопроникают и совпадают, но в то же время каждый из них имеет свои специфические особенности. Для этого необходим сбор полевых материалов и их глубокий анализ на научно-теоретическом уровне при помощи сравнительно-сопоставительного метода.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1 2 3 

Популярные материалы:

Нижегородский Кремль
Нижегородский Кремль нижегородский кремль мордовский озеро Нижегородский кремль - крепость в Нижнем Новгороде, исторический центр города. Кремль не имеет аналогов по перепаду высот между двумя его половинами и является одним из самых со ...

Региональные особенности миграционных процессов в сельских районах Ставропольского края
Исследуя графики коэффициента миграционного прироста сельских районов Ставропольского края, я объединила районы в группы по наиболее характерным признакам. Так я выделила 4 группы. В первую группу будут входить районы, для которых характе ...

Антропологическая характеристика Турции
В течение многих веков на территории Турции происходили постоянные контакты и смешение многих народов. Древние обитатели Анатолии внешне были схожи с шумерами Месопотамии и туранскими тюрками Центральной Азии. Начиная приблизительно с 200 ...